Вторник, 2018-12-18, 3:15 PM
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Многоточие № 5 [12]
"Многоточие" № 3 [7]
Газета для добрых и неравнодушных людей.
Альманах "Алые паруса" [21]
Клуб литературного творчества детей и их педагогов.
"Многоточие" № 4 [6]
"Многоточие" № 5-6, 2009 г. [19]
"Многоточие", № 3-4, 2009 г. [7]
"Многоточие" № 1-2, 2009 г. [26]
Многоточие № 7, 2009 г. [10]
Сам себе сказочник [13]
Молодежная журналистская летучка. Ноябрь 2009.
Облако тегов
Наш опрос
Нужны ли детские дома?
Всего ответов: 730
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU
 
 Газета "Многоточие"
Главная » 2007 » Апрель » 22 » Тебе везде рады
Тебе везде рады
5:00 AM

Несколько дней назад мы получили из Северо-Казахстанской области горестную весть. Скончался Григорий Максимович Кубраков, один из педагогов, долгое время работающий по методике А. С. Макаренко, верный его традиции.

Я нашла в своем архиве интервью с Григорием Максимовичем, которое взяла у него в октябре 1975 года для газеты «Ленинская смена».  Обратите внимание, как актуально  звучит оно  сегодня, спустя более тридцати лет!  Пусть это публикация будет нашей памятью об этом выдающимся педагоге.

 Когда я зашла во двор Мамлютской средней санаторной школы-интерната, то удивилась. Совсем это не было похоже на школьный двор. Целый парк. Чувствовался вкус художника, хорошо продумавшего весь ансамбль. Мемориальный комплекс в честь 30-летия Победы, художественно оформленные клумбы, тенистые аллеи с разноцветными скамейками. Детский горо­док с качелями, каруселями. За школой начинался фруктовый сад, многочисленные грядки с овощами, поле пшеницы.

Обо всем, что я увидела в здании шко­лы, можно рассказывать много и подроб­но. Музей В. И. Ленина, в котором собраны экспонаты не только из музеев нашей страны, но и присланные из зарубежных стран. Клуб интернациональной дружбы «Планета», краеведческий музей... За 10 лет своего существования школа, ее клуб­ные организации награждены 50-ю дипло­мами, Почетными грамотами, пятью вым­пелами, девятью кубками. Спортивное об­щество школы из года в год занимает в районе 1-2 места. И секрет такого успе­ха, по словам директора Г. М. Кубракова, заключается в следующем: 8 лет назад коллектив начал работать по системе А. С. Макаренко. Об этом и был наш разговор с Григорием Максимовичем.

 

-  Григорий  Максимович, почему  вac  заинтере­совала система Макаренко!

-   Мы   часто   цитируем   Ма­каренко,   ссылаемся  на  его труды,   а   школ,   которые   при­няли его систему целиком, ра­ботают  по ней,  как ни  стран­но, в нашей стране совсем не­много. В республике их  нет вообще.  Когда   мы   начинали, некоторые товарищи  даже от­носились к   эксперименту  не­доверчиво, с  иронией.    Почти три  года мы молчали. Не то­ропились  с выводами, боялись ошибок,   Теперь,   когда  успехи достигнуты, об   этом можно говорить. Даже   утверждать: система Макаренко    примени­ма  в  наше время.   Ведь глав­ным в современной  школе  было и остается  создание общешкольного  воспитатель­ного   коллектива  с  первичным подразделением  - разновоз­растным отрядом.

-  То есть отрядом, в кото­рый входят ребята с первого по десятый классы?

-  Да,  13-15 человек, которые объединяются в отряд  по принципу  «кто с  кем   хочет». Преимущества? Создается семья - старшие постоян­но  заботятся   о  младших.  В обычных школах  это  есть, но  шефство  носит там  эпизо­дический   характер. Старшие приходят к младшим  в  по­рядке общественной нагрузки. Не тогда, когда хочется, а когда мероприятие.

В наших отрядах хорошо передается опыт, удерживают­ся традиции. Очень важно вот это: все отряды могут между собой соревноваться. Кстати, наши отряды и более самостоятельны. Настолько, что воспитатели в группах про­сто не нужны.

- Так что же, в вашей школе исчезает фигура воспитателя, классного руководителя? Человека, на котором в обычной школе ложится столько забот? Работа учебная, воспитательная, организация различных мероприятий.

- Представьте себе, это так. Классный руководитель занимается у нас лишь документацией – ведет журнал, заполняет табеля, сдает отчеты. А к каждому отряду прикреплен консультант – к нему ребята обращаются за помощью, советуются с ним. И тот, и другой работает на общественных началах. А основную воспитательную нагрузку несут специалисты по клубной и кружковой работе. В школе создано 30 различных клубов и кружков, и каждый из ребят в одном из них весь год занимается. На раздумья мы даем воспитаннику весь сентябрь. Не понравилось в краеведческом музее, загляни в Клуб интернациональной дружбы (КИД). И это не по вкусу? Тогда тебя ждет киностудия, спортивная секция или кукольный театр. Везде тебе рады, везде тебя ждут.

Или вот такой пример. Предположим, во всех  классах надо провести беседу о событиях в Португалии. Каждый классный руководитель в обычной школе готовится, ищет материал. У нас же беседу по возрастным потокам проводит руководитель КИДа. И более квалифицировано, и работы меньше.

- Григорий Максимович, в последнее время мы все чаще говорим о самоуправлении школьников. Как оно организовано у вас?

-В школах обычного типа самоуправление организуют так. Серьезно, с карандашами и блокнотами в руках заседают ребята, скажем, с третьего по десятый класс. Они докладывают, записывают, распоряжаются. Внешне здорово, эффектно, а фактически – младшие уравниваются ос старшими. У нас же каждый отряд выделяет в совет самоуправления старшеклассника.

Появилась идея - начать строительство помещения для классов машиноведения и на­чальной военной подготовки. Наши ребята строить умеют, строили много. Но хотелось что-то сделать в один день. И вдруг в зале раздались чьи-то слова: «А почему бы в один день не построить и та­кое помещение?» Возник шум, кто-то засмеялся: «Фантазия», а потом посмотрели на дирек­тора. Что скажет? Ну, а я го­ворю: «Попробуем!» И попро­бовали. Здание действительно выстроили за один день. С шести утра до семи часов ве­чера трудился (бригады сме­нялись одна за другой) весь коллектив.

-  На субботнике как раз и подтвердилось  ваше правило: воспитание на 80 -85  процен­тов делом, на 15 - 20 словом!

-  Это  чисто   эмпирический вывод. Правильность его пусть доказывают   ученые. Кстати, вопрос о школьных производ­ственных  бригадах. Мне   ка­жется, что в их организации имеется два существенных не­достатка. Первое - формиро­вание  бригад  происходит  на добровольной   основе  - кто-то из года в год бездельнича­ет, а кто-то трудится.  И  вто­рое  -  труд  школьников   ста­новится  трудом-работой,   а  не трудом-заботой,   как   хотелось бы.    Поэтому    мы     заменили бригаду учебно-производст­венным  хозяйством.  Школьни­ки  заботятся о кроликах,  о грядках с овощами.  

- Григорий Максимович, за восемь лет вы доказали, что система Макаренко не уста­рела, что в школах-интерна­тах ее можно применять ус­пешно. А как быть с обычны­ми школами? Давайте пофан­тазируем...

-  Даже   фантазировать не надо. Я знаю две школы в стране,  которые  работают   по системе разновозрастных отря­дов. Школа № 524 города Мо­сквы и  школа  № 7 города Нальчика. В прошлом году мы образовали  такие   отряды  в микрорайоне нашей школы - для   детей   сотрудников.   Пока все идет успешно, но говорить об опыте рано. А вот о школе в Нальчике я могу рассказать. Там при дворах созданы раз­новозрастные формирования -содружества. Каждое со­дружество образует семью. Это важно в наше вре­мя - ведь разновозрастные связи в современных семьях почти исчезли. Большую роль в содружествах играют роди­тели. Без их мнения, напри­мер, оценка за поведение ученику (это даже уже не оценка, а целый анализ лич­ности) не выставляется.

-  Но у вас в школе есть опытное хозяйство. А где тру­диться  городским  ребятам!

-  У  города  возможности неограниченные,   Вспомните   о проблеме  улицы. Это же педагогическая целина. Ребята могут озеленять дворы. Участвовать в работе экологической службы – вести наблюдения за природой. Исследовать микроклимат, определять загазованность воздуха, степень зашумленности улиц (сейчас эти сведения собирают специальные лаборатории). Оформлять дворы. Вы замечали: если энергию ребят не направлять, они сами придумают себе занятие и не всегда, скажем так, полезное. Скамейки портят или разрисовывают подъезды. Я читал, что в одном из домовых комитетов создали бригады по ремонту подъездов, так приходится дежурить, чтобы сдержать натиск всех желающих поработать.  У нас сейчас девиз, как вы знаете, школа – центр воспитательной работы в микрорайоне. А при такой организации – системе разновозрастных отрядов или формирований – дело ведь не в названии, этот тезис будет выполняться более успешно.

- Действительно, заманчиво. Вы, наверное, так и представляете себе школу будущего?

- Конечно, трудно либо сегодня предвидеть. Но на мой взгляд, это будет комплексная педагогическая система А.С.Макаренко. С учетом современных условий, проверенная жизнью. Только тогда мы сможем воспитать наших детей людьми, которые всю жизнь будут заботиться о красоте и чистоте окружающего их мира.

 Людмила Мананникова

Северо-Казахстанская область

Категория: "Многоточие" № 4 | Просмотров: 1077 | Добавил: bala | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Балапаным - Интернет-портал "Детство-kz" © 2018
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Фотоальбом

    Детские праздники

    Бесплатный хостинг uCoz