Четверг, 2024-04-25, 7:41 PM
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Дайджест прессы. Казахстан. [114]
Дайджест прессы. Россия. [25]
Дайжест прессы Планета [2]
Конкурс юных сказочников [20]
Детские сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников.
Педагогическая копилка [154]
Интересные материалы из педагогической прессы, разработки уроков, опыт воспитательной работы, методика работы с трудными детьми и многое другое.
Из дальних странствий возвратясь... [1]
Поездка за опытом
Страничка Гульмиры Султанбаевой [6]
ОТЧЕТ Национального Консультанта Гульмиры Султанбаевой по проведению консультаций с ключевыми партнерами и разработке рекомендаций для работы с целью искоренения детского труда в хлопководстве в Южно-Казахстанской области на примере села «Когалы» в Махтааральском районе
Облако тегов
Наш опрос
Нужны ли детские дома?
Всего ответов: 749
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU
 
 Дайджест прессы
Главная » Статьи » Педагогическая копилка

Преподавание предметов естественнонаучного цикла в интернате
Латышев Олег Юрьевич, канд.филол.наук, вед. науч. сотр.
лаборатории «Школьная медиатека» Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО), Москва. papa888@list.ru, www.papa888.narod.ru 8 (495) 246-22-00, 8-916-982-85-55
Latyshev Oleg Ju. Ph.D., leader scientific worker of Institute of content and methods of learning Russian academy of education

Аннотация:
Велико множество видов медиа-ресурсов в изучении естественнонаучных предметов в интернатах. Это позволяет делать обучение сирот всё лучше. Работа учителя с растущей коллекцией медиа-энциклопедий, электронных репетиторов и различных образовательных сайтов делает этот процесс более эффективным.
Teaching of natural sciences subjects in the internats
Abstract:
There are many vides of media-resources in the learning of physics, chemistry, biology, astronomy in the orphanages. They help to make studying of orphans better and better. The work of a teacher with increasing collection of media-encyclopedias, electronic tutors and different educational sites do this process more effective.

Воспитанникам столичных школ-интернатов для детей-сирот проще изучать биологию, географию, другие естественнонаучные предметы, нежели их провинциальным сверстникам. Ведь к услугам .юных москвичей – прекрасные университетские музеи – геологический, зоологический, а помимо этого – ещё и Дарвиновский, недавно реконструированный и модернизированный, минералогический музей имени Ферсмана. И это ещё не всё. Но и при обилии возможностей познакомиться с объектами изучения непосредственно, к их услугам – современные образовательные технологии. Ведь интернаты эти – показательные. Но и в провинциальные интернаты, а также в школы при детских домах уже пришли ресурсы мультимедиа. В чём-то они могут заменить реальные наглядные пособия, модели, муляжи, в чём-то – нет, но во многом дадут возможность глубже проникнуть в тайны строения человека, окружающей его природы, микро- и макрокосма.
По совместной инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию проведена Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». В рамках этой программы детские дома и интернаты получили в пользование 50 CD-rom’ов под общим названием «Медиатека для детских домов и школ-интернатов». В школах-интернатах использование предлагаемого пакета возможно при подготовке к урокам, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся по заданию учителя. В детском доме – в процессе самоподготовки к классным урочным занятиям и для организации различных форм внеурочной деятельности познавательного характера. Есть в этом пакете и немало интересных и полезных ресурсов учебного назначения, в том числе – и для изучения предметов естественнонаучного цикла.
Так, например, учебное электронное издание «Биология. 6-11 классы» содержит преемственное изложение информации эколого-биологического плана от класса к классу. Углубленное изучение этого курса станет полезным для воспитанников, а впоследствии – и выпускников, как сельских, так и городских детских домов и интернатов. И если для сельчан будет вполне реально стать животноводом или растениеводом, то выпускник городского детского дома с подобными знаниями может при дальнейшем обучении стать подходящим специалистом для эколого-биологических станций, или станций юного натуралиста. Некоторые экспериментальные сиротские учреждения лаборатории «Школьная медиатека» самостоятельно приобретали и осваивали учебные пособия и энциклопедии, изданные ещё до прихода названного пакета.
При изучении предметов естественнонаучного цикла в наших интернатах активно используются медиа-энциклопедии. Многотомная Большая советская энциклопедия, которая в своё время была не в каждом доме, теперь благополучно поместилась на трёх CD, и требует не более двух с половиной гигабайт на жёстком диске, что для компьютеров, которыми оснащено большинство интернатов, уже не проблема. Здесь 100 тысяч статей и 33 тысячи иллюстраций, и среди этого богатства можно почерпнуть точные общие сведения и о растениях, и о животных различных классов и семейств, и о явлениях природы. Ещё дальше пошла медиа-энциклопедия ООО «Кирилл и Мефодий» www.km.ru Здесь уже 8 томов, и не переработанных из печатного издания, а специально организованных для мультимедиа. Необозримое количество статей, иллюстраций и других медиа-объектов, позволяющих выстроить урок, подготовку домашних заданий, создание рефератов и презентаций по каждой теме биологии, физики, химии, естествознания, любого предмета естественнонаучного цикла.
В Чапаевском интернате №1 для детей-сирот обучаются дети с отклонениями в развитии. Здесь очень заинтересованные учителя, которые активно используют медиа-объекты «КиМовской» энциклопедии на уроках биологии, химии, физики и естествознания. Учитывая, что воспитанникам этого интерната преимущественно свойственно конкретное мышление, учителя стремятся заменять абстрагирующие от реальной действительности мудрствования на конкретные примеры из жизни растений, животных, и, наконец, человека. Причём дети, естественно, предпочитают не только анимированные объекты, но и дающие возможность что-нибудь с ними сделать. Так лучше запоминается, и урок вместо чуть ли не повсеместной пытки становится праздником души.
Но ещё большую помощь в организации обучения по этим предметам может оказать комплексный продукт той же компании «КМ-школа» www.km-school.ru . Этот виртуальный проект отличается динамичностью развития, как структуры, так и содержательного наполнения. При желании можно постоянно держать связь с разработчиками, высказывать свои пожелания, вносить предложения по развитию виртуальной школы, что сделало бы её ещё более информативной, увлекательной и разработанной на уровне интерфейса. Исполнительный директор этой программы Е.Н. Ястребцева выступила с прекрасной инициативой безвозмездного оснащения такими достаточно дорогостоящими продуктами, как «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», нескольких школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участвующих в экспериментальной работе лаборатории «Школьная медиатека» ИСМО РАО. В 2007-2008 учебном году им предстоит не просто узнать о «КМ-школе» не понаслышке, а всесторонне апробировать, внедрить в образовательный процесс своих учреждений. А одновременно - и посодействовать своему научному руководству в выработке методических рекомендаций по использованию комплексной электронной информационно-образовательной среды «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» в образовательных учреждениях сходного типа и вида.
«Энциклопедия науки. 2.0» издательства «Dorling Kindersley» (Eyewitness Encyclopedia of Science 2.0) также содержит обширные данные по химии, биологии, другим естественнонаучным предметам. Здесь красивые, убедительные рисунки. Предлагается текст в свободной манере изложения. Но этот же текст полностью копируется диктором, читающим очень вяло и невразумительно, словно стремясь отбить у слушателя желание воспринимать предлагаемый для изучения материал. Возможно, в более поздних версиях этой энциклопедии такой существенный недостаток уже устранён, но они нам пока не встречались.
Теперь замолвим слово о медиа-ресурсах более узкого плана, используемых в наших интернатах и детдомовских школах.
Прежде всего, если этот детский дом или интернат – сельский, то его воспитанникам необходимы конкретно направленные знания. Таков, например, Богдановский детский дом Самарской области. Его обитателей опекает множество сельских семей, в свободное от учёбы время помогающих детям обучаться премудростям повседневного сельскохозяйственного труда. В медиа-обеспечении подобных учреждений акцент может быть сделан на такие электронные средства учебного назначения, как, например, на медиа-энциклопедию «Лекарственные растения» (Falcson-technology, http://www.falcson-technology.com/ и «Новый диск» www.nd.ru). Собирание полезных для здоровья человека (и животных) растений в существующих ныне экологических условиях возможно именно в сельской местности. Энциклопедия даёт возможность ознакомления с внешним видом растений, их плодов и семян по фотографиям и подробным рисункам, которые можно при необходимости увеличить. Описание свыше тысячи трав сопровождается рекомендациями по применению. Здесь хорошо представлены и такие широко распространенные на территории России растения, как мята, зверобой, пижма, и представители растительного мира других континентов – например, яборанди, имеющий видового «родственника» хаборанди. Каждый из них растет в тропических лесах Южной и Центральной Америки и разводится в парках. Пособие снабжено хорошо организованной системой поиска.
Что же касается юных жителей городов, то с домашними животными они могут соприкасаться именно как для радости общения, так и для изучения их особенностей на уроках биологии, и в этом поможет «Энциклопедия домашних животных» («Multimedia productions»). Издание старенькое, но достаточно информативное, иллюстрированное. Много полезных сведений об уходе за животными – млекопитающими и птицами – их кормлении, транспортировке, лечении и т.д.
В Астраханском детском доме-школе №2 дети любят заниматься по обучающим мультимедиа CD-rom’ам. Например, CD-rom по школьному курсу «Естествознание» для 5 класса, давно созданный в МарГТУ, до сих пор пользуется у них большой популярностью. При его разработке был использован интегрированный подход, в результате чего знания по физике и химии преподносятся ученикам комплексно. Создатели учебника ушли от скучной монологической речи. В постоянно меняющихся местах действия ведут беседу учительница Татьяна Михайловна и её ученики – Петя и Маша. Явления окружающего мира рассматриваются на примере реальных предметов, встречающихся детям в повседневной жизни. Трение – на горке для катания, явление сообщающихся сосудов – у фонтана с водонапорной башней, давление воды – у большого толстостенного аквариума с яркими рыбами и т.д. Пособие охватывает широкий круг изучаемого материала, распределённого на три логичных раздела: «Тела и вещества», «Взаимодействие тел» и «Физические явления». Жаль лишь, что не очень учитывается желание обучающегося, особенно в пятом классе, не только пассивно воспринимать, но и что-то делать самому. Ему же предлагается лишь иногда кликом мыши вызывать переход с одного объекта на другой, в крайнем случае, - приводить в действие фигурки автомобилей, скорость движения которых изучается в данном разделе.
По действующему сейчас законодательству воспитанники детских домов и школ-интернатов для детей сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, имеют определённые льготы при поступлении в ВУЗы. В немалой степени и от этого зависит число успешно туда поступающих. Но, естественно, это не отменяет необходимой подготовки, ведь поступить-то можно! А кто будет за тебя учиться? Господин Российский Федеральный Закон? Или его сын Подзаконный Акт? Поэтому нужны репетиторы. Услуги их стоят дорого. Приходят на помощь электронные. Подешевле. Например, «1С:Репетитор. Сдаем Единый Экзамен», изданный совместными усилиями ЗАО "1C" http://www.1c.ru, сайт проекта http://repetitor.1c.ru и ЗАО "Агентство "Гуманитарные технологии" http://www.ht.ru. CD-rom содержит следующие материалы:
1) "Локальная версия портала www.ege.edu.ru", включающая нормативные документы, инструкции для сдающих ЕГЭ и его организаторов;
2) "Интерактивные тесты ЕГЭ" - это интерактивный контрольно-диагностические тесты по дисциплинам ЕГЭ, реализованные в оболочке "1С:Репетитор";
3) Сборник нормативной документации по Единому Государственному Экзамену (по состоянию на сентябрь 2003 г.).
В случае, если выпускник не собирается сдавать ЕГЭ, и тогда предлагаемое здесь пособие может помочь в тренировках, подключая смекалку, интуицию, а также научить быстро думать и отвечать на большое количество разнообразных вопросов.
Существуют в медиа-копилках интернатов и электронные ресурсы учебно-методического характера. Сетевое объединение методистов http://som.fcio.ru Федерации Интернет образования (в настоящее время - Фонд содействия информатизации образования) и журнал "Вопросы Интернет Образования" http://vio.fcio.ru совместными усилиями подготовили и распространили среди сотрудников сиротских учреждений страны ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ». Эти и подобные им диски увозили в свои детдома и интернаты сотрудники, которые с 2001 по 2003 год проходили по нашей инициативе курсы повышения квалификации на базе Московского центра Интернет-образования по программе «Intel» «Обучение для будущего». На этом диске, среди прочего¸ размещены примеры работ слушателей Московского Центра Интернет-образования. Как сказано в его аннотации, «материалы диска ориентированы на дидактическое применение в ходе аудиторной работы со слушателями и организацию их самостоятельной работы». Каждый учебно-методический пакет отражает умение его автора работать с редакторами Microsoft Office Word, Microsoft Office Power point, Microsoft FrontPage и Publisher, предлагая вниманию пользователя текстовый обзор УМП, описание раздаточного материала, Интернет-страницу проекта, презентацию и буклет по его теме. Примечательно, что первыми в списке указаны именно предметы естественнонаучного цикла. Например, учитель биологии Петренко Елена Борисовна (PetrenkoEB@msk.net.fio.ru, Московская область, Подольский район, поселок МИС) предлагает нашему вниманию презентацию "Путешествие в страну земноводных", публикацию по теме "Они должны жить", сайт "Мои друзья амфибии" и дидактический материал "Карточки-задания по теме Земноводные". Перечисляя использованные при их подготовке электронные ресурсы, коллега приводит источники, которые могут оказаться небезынтересными и для нас с Вами: www.corbis.com/, www.zooclub.ru/, www.livingthigs.narod.ru.
Учитель географии лицея (Московская область, г. Лобня), Марчукова Оксана Александровна (MarchukovaOA@msk.net.fio.ru), в своей работе предлагает ученикам познакомиться с реками. Подготовленный ею УМП содержит общее понятие о реках, виды рек. В работе говорится так же о том, что такое речная система, режим и питание реки. Автор показывает, каково хозяйственное использование рек. В работе также представлен словарь, в котором даны понятия, так или иначе связанные с жизнью реки, её строением и сменой состояний.
Учитель астрономии московской гимназии № 1567, Габайдулина Лия Ириковна (gimn1567@col.ru; GabajdulinaLI@msk.net.fio.ru, irikovna@chat.ru) представила УМ, ориентированный одновременно на курсы астрономии и мировой художественной культуры. Он включает в себя сайт "Космология древних и современный взгляд на мир", презентацию "История о том, как Землю изгнали из центра мира", буклет "Восход и заход Солнца в дни осеннего равноденствия" и раздаточный материал для тренировки и закрепления навыков ориентирования по звездам.
А вот учитель физики Чалимова Розалия Абзалдиновна использовала нестандартный ход, представив на суд слушателей курсов «Обучения для будущего» презентацию, выполненную учеником 9 класса Алексеем Медведевым. В работе по теме «Динамика. Законы Ньютона» представлены: методическая работа районного специалиста, семья, учебные экскурсии, материалы по динамике и варианты контрольных работ.
И, наконец, химия торжественно завершает круг естественнонаучных предметов, к которым обратили свои взоры участники курсов Intel. Здесь тоже ученическая презентация. Сумина Виктория – ученица 8 класса Луговской средней общеобразовательной школы представила нам нетрадиционный взгляд на периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева. Работа получилась яркая, динамичная, ничего общего со скукой, вызываемой у большинства учеников при встрече с абстрагированным от реальной жизни материалом. Учитель Виктории - Дыцкова Елена Владимировна (DyckovaEV@msk.net.fio.ru). Вот что пишет учащийся на курсах учитель о своём УМП: «В этой работе рассмотрена в целом структура периодической системы. Можно применять как наглядность для изучения нового материала, для закрепления темы, для проверки знаний, для получения справочного материала, ею можно вызвать интерес к предмету. Может быть доступна для учителей, учеников, студентов, родителей».
В тексте работы мы уже перечислили ряд Интернет-ресурсов, которые так или иначе связаны с естественнонаучными дисциплинами, преподаваемыми в школе-интернате. К этому, конечно же, есть что добавить. Сайт ассоциации РЕЛАРН «Школьный сектор» www.school-sector.relarn.ru помещает на своих страницах множество материала, способного помочь в изучении и физики, и химии, и биологии, и любого другого предмета естественнонаучного цикла. Сайт постоянно публикует:
- объявления о грантах, связанных с разработкой образовательных программ, нормативной документации, регламентирующей работу информационно-образовательной среды, в том числе – и интернатных учреждений;
- приглашения на семинары и мастер-классы по использованию информационных технологий в изучении биологии, географии, астрономии и т.д.;
- напоминания о сроках проведения телекоммуникационных олимпиад, Интернет-проектов образовательной направленности и конференций – от институтских и университетских до международных, если затрагиваемая ими проблематика тем или иным образом связана с медиаобразованием;
- условия участия в конкурсах, связанных с изучением химии, физики и т.д., и проходящих в Интернет или объявляемых через его ресурсы;
- электронное образовательное издание «Педсовет по средам», на 22 августа 2007 года имеющее 11370 подписчиков, из которых 3722 - школы и индивидуальные адреса, подписавшиеся на издание самостоятельно + 7648 школ, которые получают информацию по спутниковому каналу ЕОИС.
Кроме этого, на «Школьном секторе» есть и детский уголок, где учащиеся могут не просто узнавать о происходящем в мире Интернет-образования, но и напоминать своим вечно занятым учителям о том, что нужно вспомнить о предстоящей конференции, съезде, симпозиуме, да и сетевую олимпиаду вместе со своим классом тоже «не прозевать».
Сайт уже неоднократно упоминавшейся здесь программы Intel «Обучение для будущего» www.i-teach.ru (www.intel-teach.ru) также весьма полезен. Динамично развивающаяся программа, охватившая немыслимое количество городов по всей территории нашей страны, становится, помимо всего остального, и необъятной методической сокровищницей, доступной любому учителю, имеющему выход в Интернет. Также на сайте множество статей о том, как методически правильно организовать урок с использованием информационных технологий, метода проектов, что и когда применить, и что самое важное – на чём и когда вовремя остановиться в своих благих преподавательских порывах.
Сайт http://pedsovet.org/ также окажется полезен преподавателям естественнонаучных дисциплин в школах-интернатах, да и не только в них.
Безусловно, образовательный Рунет уже поистине необъятен. И каждый учитель или воспитатель, узнавший всего несколько заветных букв адреса одного такого электронного представительства института, компании или школы, в конечном итоге выстроит для себя и своих учеников приемлемый для решения общих задач круг необходимых образовательных ресурсов. Поэтому дальнейшее перечисление сайтов, которые могут оказаться полезными в интернатной образовательной практике, позвольте считать избыточным. Подытожим выше сказанное.
Для преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в детских домах-школах, мы рекомендуем использовать следующие электронные компоненты для построения информационно-образовательных сред:
- мультимедиа-энциклопедии – как общего характера, так и специализированные, как в виде CD-romов, так и в Интернет, типа «Википедии» www.wikipedia.ru;
- электронные ресурсы учебного назначения в виде учебных и учебно-методических пособий – для подготовки и проведения уроков, самоподготовки в группах и индивидуально, так же, как и энциклопедии, доступные либо локально, либо по сети;
- постоянно обновляемые образовательные сайты, вестники, электронные доски объявлений, позволяющие активно участвовать в процессе медиаобразования как в масштабах родного города, так и в мировом телекоммуникационном пространстве.
Всё выше перечисленное, а также всё полезное, что Вы найдёте сами, и порекомендуете всем нам, поможет сделать преподавание естественнонаучных дисциплин в интернате запоминающимся и продуктивным.

Категория: Педагогическая копилка | Добавил: bala (2007-10-19)
Просмотров: 4190 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Балапаным - Интернет-портал "Детство-kz" © 2024
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Фотоальбом

    Детские праздники

    Бесплатный хостинг uCoz