Четверг, 2024-05-02, 9:47 PM
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Дайджест прессы. Казахстан. [114]
Дайджест прессы. Россия. [25]
Дайжест прессы Планета [2]
Конкурс юных сказочников [20]
Детские сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников.
Педагогическая копилка [154]
Интересные материалы из педагогической прессы, разработки уроков, опыт воспитательной работы, методика работы с трудными детьми и многое другое.
Из дальних странствий возвратясь... [1]
Поездка за опытом
Страничка Гульмиры Султанбаевой [6]
ОТЧЕТ Национального Консультанта Гульмиры Султанбаевой по проведению консультаций с ключевыми партнерами и разработке рекомендаций для работы с целью искоренения детского труда в хлопководстве в Южно-Казахстанской области на примере села «Когалы» в Махтааральском районе
Облако тегов
Наш опрос
Нужны ли детские дома?
Всего ответов: 749
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU
 
 Дайджест прессы
Главная » Статьи » Педагогическая копилка

Задачи журналистики в медиаобразовании детей-сирот
Латышев Олег Юрьевич, канд.филол.наук, вед. науч. сотр.
лаборатории «Школьная медиатека» Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО), Москва. papa888@list.ru, www.papa888.narod.ru (495)246-22-00, 8-916-982-85-55
Latyshev Oleg Ju. Ph.D., leader scientific worker of Institute of content and methods of learning Russian academy of education

Аннотация:
Задачи журналистики в медиаобразовании российских детей-сирот достаточно разнообразны. Это и помощь в реализации различных детских идей, при обучении выпускников в институтах и колледжах, обретения лучших мест в обществе. Администрация и воспитатели в детских домах развивают в воспитанниках всё большие способности для обретения ими журналистского образования.
The functions of mass-media representatives in the media-education of orphans
Abstract:
The functions of mass-media representatives in the media-education of Russian orphans has many vides. They help in the realization of the different children’s ideas, studying of postgraduates in the institutes and colleges, achieving best places in the society. Administration and the tutors in the orphanages develops in orphans more abilities to the receiving of journalists education.

Журналистика прошлого века оставила прекрасный след в сердцах многих из нас. Где бы ни ступала нога журналиста, его, как правило, встречали с почётом. Ведь именно от этого человека, возможно, и не занимающего объективно самого высокого положения на общественной лестнице, зависело то, что будут говорить и думать люди о каждом работнике и деле, ставшем поводом для очерка или передовицы. Журналистика третьего тысячелетия становится делом общедоступным. Каждый желающий может завести свой живой журнал, стать участником блога, чата, форума, организовать видеоконференцию по мало-мальски интересному вопросу. И всё это в той или иной мере будет относиться к журналистике, по крайней мере – формально. А то, насколько результативными будут журналистские потуги такого инициатора, зависит от богатства его воображения, стиля речи и, что самое главное подчас - правильности выбора аудитории, на которую он собрался вещать.
1. В сиротских учреждениях страны журналистов, так повелось, с радостью ждут и сейчас. Есть, конечно, среди них и те, кто хочет показать жизнь детских домов исключительно в чёрном свете. Но, к счастью, их пока не так много, чтобы окончательно испортить представление о журналисте. Корреспонденты радио и телевидения, журналов и газет с удовольствием беседуют с воспитанниками и воспитателями практически на любые темы. Многим из них удаётся найти путь к сердцу собеседника, или сделать так, чтобы в лучах журналистского света алмаз души интервьюируемого начал искриться всеми неповторимыми гранями. Воспитанники же при этом не просто учатся раскрепощаться перед незнакомым человеком, правильно строить свою речь и ясно излагать мысли, что уже само по себе важно. Ещё важнее то, что дети смотрят на журналистов как на представителей яркой, неугомонной профессии, жизнь которых может изобиловать захватывающими приключениями, встречами с всё новыми и новыми интересными людьми, чего зачастую так не хватает воспитанникам закрытых образовательных учреждений. И когда уже много позже детей начинают спрашивать о том, кем бы они хотели стать, у некоторых из них загораются глаза, и они выпаливают заветное: журналистом! Настолько глубоко западают в сердце те несколько минут журналистского внимания, что были уделены конкретному ребёнку среди цепи встреч из бессчётного количества звеньев, что и ранняя профессиональная ориентация начинается при этом исподволь, ещё задолго до участия в этом социального педагога и психолога детского дома. И если мы с вами в детстве могли писать в газету «Пионерская правда» журнал «Пионер» и многие другие детские СМИ, то сейчас воспитанники детских домов имеют возможность посылать свои электронные сообщения на сайт любого журнала или газеты, а то и попросту в любое электронное СМИ, где не надо долго и нетерпеливо ждать выхода номера из печати. Воспитанник самарского детского дома №1 Роман Фирсов уже в 13 лет был приглашён стать модератором чата. На CD, посвящённом Второму международному педагогическому мастер-классу «Цифровая школьная четверть» программы Intel «Обучение для будущего» опубликована работа воспитателя этого же детского дома, Алексея Геннадьевича Маврина «По горячим следам событий». В статье рассказывается о том, что «В самарском детском доме воспитанники увлеченно занимаются в пресс-центре, выпуская газету и овладевая различными информационными технологиями». Мы можем подтвердить, что это действительно так. Более того, в детском доме:
1. выходит ежемесячная газета «Добрый день» формата А3 (две стороны), освещающая главные события прошедшего месяца;
2. выпускаются мини-газеты «По горячим следам» (одна страница формата А3), оперативно освещающие значимые события;
3. создана и пополняется из всевозможных источников, в том числе из Интернета, картотека нот, стихов, песен, тематических сценариев к тому или иному празднику, оказывается помощь в написании сценариев;
4. проходит постоянное обучение воспитанников обращению с техническими средствами и программным обеспечением (MS Paint, MS Photo Editor);
5. формируются навыки в работе с текстовой информацией, подборке иллюстративного материала; прививается этика освещения того или иного мероприятия, события; анализируется нынешняя отечественная пресса;
6. воспитанники знакомятся с профессиональной работой видеооператоров, фотографов, журналистов, в том числе и для задач профориентации: экскурсии на студию СКАТ (Самарское кабельное телевидение), в колледж связи, на выставки фоторабот знаменитых авторов, просмотр соответствующих видеофильмов;
7. ведется фото- и видео- архив детского дома.
Помимо этого, в детском доме планируется:
• выпуск видеороликов для проведения еженедельных тематических развлекательно-познавательных «страничек» по темам «Жизнь замечательных людей», «Сокровища мирового искусства», «Музыка вчера, сегодня, завтра» и др. Всё это видится через запись сюжетов на DVD-диски в жанре научно-популярных фильмов;
• радиофикация детского дома для выпуска ежедневной радио-газеты. Архивация радиогазет на компакт-диски;
• налаживание связей с аналогичными детскими «самиздатами» родственных учреждений через Интернет;
• изготовление презентационных и хроникально-документальных видеофильмов про воспитанников детского дома;
• запись музыкальных дисков для воспитанников, увлекающихся хорошей музыкой. Создание фонограмм для дискотек и сценических мероприятий, театрализованных представлений;
• ведение ежегодного альбома о воспитанниках и событиях детского дома.
А Иван Комендантов и Виктория Горская своими силами издают газету «Рапира» в первом тольяттинском интернате для детей-сирот. И таких примеров у нас, к счастью, множество. Но сейчас уже стоит говорить о большем. Журналистика может помочь в самореализации через профессиональную ориентацию далеко не только тем детям, которые мечтают работать на радио, ТВ и других СМИ. Теснее не придумаешь, настолько связана сейчас журналистика с медиаобразованием, которое, как мы уже могли убедиться, и писали об этом не раз, хорошо способствует адаптации выпускников сиротских учреждений в обществе. Каков же характер этой связи, и что можно сделать для того, чтобы, проходя через журналистский труд, выпускник детского дома мог становиться полноправным членом общества, приобретая профессии, даже не напоминающие о журналистике?
В первую очередь, участие воспитанников в работе средств массовых коммуникаций позволяет им развить свои коммуникативные навыки. Стоит ли говорить о том, что они как воздух нужны в медиаобразовании, где по твоим нечленораздельным «полугерасимовским» звукам учитель на другом конце сетевого провода не сможет адекватно оценить твой труд, и качество полученных тобой знаний? Кто бы знал, насколько сложно бывает детдомовскому психологу пробудить в ребёнке стремление общаться, если дома, откуда он попал в детский дом, его били, не давали слова, и возможности для развития хоть каких-то речевых умений не было в принципе. Речевая заторможенность, помноженная на отверженность от социума, делает вхождение любого выпускника детдома во много крат сложнее. И чем раньше удаётся её преодолеть, тем больше шансов успешного жизнеустройства сможет приобрести выпускник. Ребёнок может стесняться своих неуклюжих проявлений как устной, так и письменной речи. Но до того как он придёт, например, на скайповскую видеоконференцию, его никто не просит показывать своего лица, вполне достаточно писать в сеть, начиная с заметок крохотной величины. Автор этих строк по себе знает, что сотни статей в газетах, журналах и Интернет накапливаются далеко не сразу, а качество их и подавно растёт удручающе низкими темпами. До тридцати лет работал внешкорром «Пионерки», и уже во взрослом состоянии, и в статьях всё равно находилось что переделывать, и не по разу, хотя кандидатский филологический диплом уже и выглядывал из кармана. Поэтому при встрече с каждым ребёнком, доверившим бумаге или компьютерному файлу хоть что-то, стремишься ободрить, поддержать, а на неминуемые недостатки даже не указывать, а предложить совместными усилиями сделать с материалом что-нибудь ещё. Скажем, в порядке своеобразной игры. И потом сравнить, что было, и что получилось. И дети эти тоже далеко не сразу вышли на центральные развороты «Недоросля» и других детских журналов, газет, сайтов «Сам себе писатель» ssp.ioso.ru , «ПАПА888» www.papa888.narod.ru , «Мама-сестра888» www.ms888.narod.ru и многих других. Но за соседним с ними компьютером постоянно сидел не какой-то крутой и недосягаемый журналист. А просто научный руководитель их учреждения, из-под пера которого тоже вышли уже сотни статей, песен, литературных очерков, и каждая из них нашла пристанище в журналах, газетах и на сайтах от трёх до пяти раз. И то же самое происходит с трудом любого из них, когда воспитанник убедится в том, что это будет не стыдно показывать людям дальше детдомовской группы. Вопрос это, правда, нелёгкий, - убедиться и убедить, но решаемый.
Помимо навыков коммуникации, важных равно как для журналистики, так и для медиаобразования, эти две ипостаси тесно связывает и вопрос речевой культуры. «Чат – это мат», сказал однажды один не очень далёкий деятель Интернет-образования, не заглядывая, вероятно, на хорошо организованные чаты в области науки, культуры и образования. Ведь если по масс-литературе судить о творениях классиков, получится, что Лев Толстой – первый на свете матершинник, а Достоевского так и просто нельзя детям давать открывать ни на какой странице, потому что они такому там научатся! Смешно, не правда ли? Однако недостаточная осведомлённость многих представителей старшего поколения о характере и направлении развития информационных технологий также накладывает свой негативный отпечаток на общественное мнение по вопросу последних. Точно так же, как есть масса сайтов с джентльменской пометкой «adult», так и к чатам это может и должно иметь прямое отношение. Если же поступать по принципу «длинной линии», то лучше не запрещать существующие, а создавать новые и лучшие – и сайты, и чаты на них, куда ребёнку захотелось бы зайти. Ведь из общения на некоторых из них он мог бы почерпнуть для себя немало новых речевых умений, повысить культуру собственной речи, и помочь в этом посильно своим сверстникам – собеседникам по чату. В дальнейшем, в процессе медиаобразования, эти замечательные приобретения помогут ученикам правильно формулировать ответы небинарного порядка при выполнении контрольных заданий, а также грамотно, с чувством уважения к собеседнику и самоуважения задавать вопросы преподавателю. Такой дистанционный ученик будет тепло встречен преподающим, и, естественно, быстрее и легче достигнет успеха в прохождении дистанционного курса.
Третье связующее звено журналистики и медиаобразования детей-сирот – это развитие и в том, и другом у учащихся способности обретать новые знания и умения, попутно выстраивая их в стройную систему своего внутреннего мира. Почему такие важные ипостаси мы выносит только на третье место? Потому что твердят о важности знаний везде и всюду, а то, что путь к ним лежит через навыки коммуникации рука об руку с речевой культурой, речь заходит не так часто. Вот и прыгаем через речку, мост через которую построить трудно, но можно и стоило бы. Кто-то перепрыгивает, а кого-то уносит бурным потоком кипящего хаоса. О бессистемности современной проектно-исследовательской деятельности учащихся говорится много. Другой разговор, виновата ли в этом компьютерная техника или собственно информационные технологии? Вряд ли так уж. Ведь элективные курсы часто печатаются пухленькими книжицами, а уже по сути своей выборочности предлагаемых знаний, выпячивают один предмет и объект исследования. На все же остальные, если сознание ученика – не бездонная бочка, остается совсем немножко и ещё чуть-чуть, но о системности таких знаний тоже говорить пока не приходится. И всё же именно журналистика в этом случае может служить моделью того, как отдельно извлечённые из жизни, что называется, по крошкам собранные впечатления постепенно прессуются сознанием ученика в одно многоопытное представление о предмете. И путём журналистской работы, связанной с непрестанной исследовательской деятельностью, можно приводить в систему совершенно разные знания, связь между которыми мало для кого лежит на поверхности вещей и понятий. Ярким примером тому может служить интервью, взятое у узкого специалиста, который, нет-нет, да и преподнесёт собеседнику что-нибудь из своей узкопрофессиональной лексики, или простым языком захочет донести до читателя, слушателя, зрителя суть достаточно сложных предметов или явлений. Журналисту, для того чтобы, как выразился когда-то пресс-секретарь Президента России, «перевести с президентского на русский», нужно сосредоточиться на предмете беседы, задать массу уточняющих вопросов. Которые, в свою очередь, могут возникнуть не только у него самого, но, скорее, у тех, кому это всё адресовано. А по прошествии беседы – ещё и поработать с энциклопедиями, словарями и справочниками, научно-популярной литературой, для того чтобы изложенная в его передаче первичная информация не только не потеряла в качестве, но и сохраняла бы ясность изложения. То же самое происходит и в медиаобразовании. Гораздо чаще в его повседневной практике доводится сталкиваться с первоисточниками информации, которую предстоит быстро найти, сохранить в нужной классификационной ячейки (как компьютера, так и памяти), и должным образом переосмыслить. Информационный поток стал настолько велик, что с каждым днём остаётся всё меньше надежд на чъё-то однозначное её толкование, проясняющее суть дела раз и навсегда. Напротив, развитие блогов, живых журналов, форумов и т.д. даёт возможность высказаться каждому желающему. И даже если среди профессионалов могут встречаться диаметрально противоположные точки зрения, то о других авторах и просто нет смысла говорить. Требуется тонкая интуиция и опыт для того, чтобы правильно подойти к отбору материала для изучения,но есть ли он у воспитанников детскогог дома? Хорошо, когда рядом, или в пределах функционирования дистанционного курса, окажется добросовестный, прозорливый, неравнодушный человек, который сможет развеять сомнаения, направить и подсказать. В общем же и целом, как журналистика, так и медиаобразование в равной мере помогают вырабатывать иммкунитет в отношении восприятия, а главным образом – тонокй фильтрации информационного потока.
Четвёртая грань взаимопроникновения журналистики и медиаобразования как раз и состоит в их «иммунологической» фкнкции, в равной мере выполняемой. Журналистские разоблачения, следствия, в последнее время – даже суды, - касаются день ото дня всё больше числа сторон нашей повседневной жизни. И человек, привыкший к стройному и узконаправленному потому СМИ в советское время, привыкший в большинстве своём верить многому из произносимого и печатаемого, потому вдруг држно отказался верить во что бы то ни было. Поводом для этого стал, прежде всего, плюрализм мнений, который в последствии выплеснулся, в образовательной частности, в плюрализм учебников, которые ни одно министерство, сколько быф их ни переименовывали и ни разгоняли, не соглашалось не утверждать, ни рекомендовать к использованию. И это касается в равной мере как печатных, так и электронных учебников и учебно-методических пособий. Ни федеральный экспертный совет, ни последовавший за ним федеральный совет по учебников не прекратили вакханалии и неразберихи в мире учебников. Трактовка событий, предметов, явлений в каждом из таких учебников отличалась и продолжает отличаться особой оригинальностью, и формулировок одного и того же стало настолько много, что это стало похоже на языковое смешение при возведении Вавилонской башни. Сегодня строят уже кое-что и поввше, и попрочнее, но только потому, что существуют стандарты в строительной практике. Что же касается образовательных стандартов, то они по-прежнему также хорошо помогают выращивать иммунитет к информации. Всё получилось по Гегелю, крайности сомкнулись, вера во всё подряд и неверие абсолютно ни во что благополучно «съели» друг друга, и люди ощутили огромную потребнгость что-то понять и во что-то поверить. Но чтобы дать им такую возможность, и журналистам, и медиаспециалистам придётся ещё немало потрудиться. В ряде случаев – вместе. Но привитие иммунитета тем, кто вырос только в эпоху тотального неверия, может и не приводить их к нигилизму. Это поколение просто культивирует свои ценности, в поисках которых часто обращается к источникам, возникшим ранее советской власти, дабы опора была прочнее того, чем располагали их родители и воспитатели. Кто-то из сегодняшних воспитанников детских домов с головой уходит в религию, кто-то строит свою философию, слушая песни группы «Многоточие», но информационно привитыми, так или иначе, оказываются все.
И, наконец, идущая существенно дальше информационного иммунитета способность к критическому (самостоятельному) мышлению так же роднит журналистику и медиаобразование. Ведь и работа журналиста, и общение с медиаспециалистами, дистанционными учителями и ведущими образовательных сайтов побуждает сравнивать, сопоставлять, приводить к общему знаменателю прочитанное, увиденное и услышанное. Одним словом, мотивируясь полученными знаниями, использовать их как стартовую площадку для реализации умения мыслить критически. Воспитанники любят задавать вопросы, и когда в них это поощряется, учатся формулировать вопросы корректно и целенаправленно. Главное только, чтобы они поняли, над решением какой проблемы им предстоит работать. Например, им предлагалось попутно с обучением по электронному репетитору выяснить, нет ли в нём очевидных для ошибок? Бывали случаи, когда воспитанники, даже не обладавшие развитым языковым чутьём, находили в электронных учебниках множественные ошибки. Грамматические, пунктуационные, стилистические, формально-логические… Когда же мы обращались к издателям и разработчикам, нам невозмутимо объясняли, что, по сложившейся издательской практике в тираж идёт учебник, если он не насчитывает более семисот (!) разноплановых ошибок. Мыслимое ли дело? Да, конечно, урок по теме, изучаемой в школе за 40-45 минут по разумению Яна Амоса Коменского, в работе с электронным учебником может потребовать от пяти до семи часов времени. Например, этим славятся медиа-пособия по физике, химии и т.д., предполагающее углублённое изучение предмета, например, для поступления в престижный ВУЗ. В виду этого нетрудно сосчитать, насколько возрастает общий объём текстовой информации, по которой даже не гулял взгляд опытного корректора. Раньше слово «корректор» давало понять о строгости подхода профессионала к делу без малейших к нему эпитетов. Теперь же эти времена ушли в прошлое, а встроенные, например, в «Word» проверялки орфографии и пунктуации по многим параметрам грешат недостаточной разработанностью в процессе русификации программ. Отсюда вытекает, что в процессе освоения учебного материала, содержащегося в электронном учебнике, учащийся должен уметь вовремя уворачиваться от «пулемётных очередей» опечаток и явных ошибок, и так, чтобы они не заслоняли собой суть вновь узнаваемого. По-настоящему же критическое мышление формируется в процессе ознакомления с глубинными первоисточниками, авторы которых одинаково добросовестны, всенародно почитаемы, но их бессмертные творения до момента интенсивного развития медиаобразования являлись преимущественно достоянием профессиональной либо общественной элиты. Ведь сегодня и библиотека Конгресса США, и знаменитая Британская библиотека, и ещё великое множество хранилищ бесценных фолиантов стараниями вездесущего «Google» и ему подобных расторопных компаний стремительно оцифровываются и становятся достоянием всех посетителей Интернет. А затем постепенно перекочёвывают в электронные хрестоматии и учебники, а в виде наиболее ценных выдержек – и в энциклопедии. И это здорово. Ведь первоисточники помогут подобрать веские аргументы как для собственных исследований, так и для убеждения даже очень строгих и знающих своё дело оппонентов. Социальный характер критического мышления требует от воспитанника, стремящегося выработать его в себе, требует от него прежде всего выработки коммуникативных умения и навыков, что возвращает нас в какой то мере к отправной точке наших же рассуждений о том, каким образом журналистика может помочь воспитаннику образовываться посредством медиа-ресурсов, а именно – к умению общаться. И действительно, без него неосуществимы никакие интеллектуальные умения, свойственные критическому мышлению. Проследим закономерность этой зависимости. Умение осуществлять поиск информации, овладевать знаниями напрямую связано с процессом обучения. Очное оно, дистанционное или заочное, существует преподаватель, от качества общения учащегося с которым зависит качество найденной информации, полученных знаний, а значит – и успешность образования. Даже если воспитанник учится самостоятельно, по самоучителю, для того, чтобы сделать багаж знаний не бессмысленным тяжёлым рюкзаком, натирающим плечи, а ключом к современному миропониманию, необходима помощь кого бы то ни было при отборе найденной информации. Эта помощь приходит также через общение – с библиотекарем, медиаспециалистом, воспитателем, принесшим из дома ценный источник информации и т.д.
Умение осмысливать полученные сведения в сопоставлении с ранее приобретенными, на первый взгляд, чисто внутренний процесс, восходящий к процессу мышления в целом. Но мышление и речь, как мы знаем, неразрывно связаны, да и воспитаннику будет трудно удержаться от того, чтобы не обсудить по пути обдумывания со своими приятелями, одноклассниками, учителем или воспитателем.
Умение анализировать информацию также редко формируется исключительно в результате внутренних психических процессов. Анализ информации ребёнком, даже склонным к проявлению протестного поведения, и демонстративно нежелающего никого слушать, а поступать только по собственному разумению, на поверку формируется на основе результатов общения. Даже если результаты эти, на первый взгляд, отрицательные. Как говорится, «отрицательный результат – тоже результат».
Умения применять полученные данные для решения поставленных задач, а также обобщать полученные данные, делать выводы, тоже характеризующие воспитанника, мыслящего критически, также имеют социальную природу. И качество их развития в каждом отдельно взятом воспитаннике тоже восходят к процессу общения и качеству умения общаться со сверстниками и старшими. И, наконец, умение оценить полученные знания, информацию, если и тяготеет к ситуативным сиюминутным проявлениям, когда времени на общение с кем-либо для выработки коллективной оценки нет, воспитанник, тем не менее, оперирует в процессе оценки именно запечатлевшимися в его сознании результатами общения. Не трудно догадаться в виду выше сказанного, что и для других характерных признаков, общих для журналистики и медиаобразования детей-сирот, свойственно иметь прямое родство с выработкой критического мышления у воспитанников.
Занятие же воспитанников журналистикой вкупе с медиаобразованием, свободное оперирование первоисточниками, как раз и будет способствовать наработке интеллектуальных умений, свойственных критическому мышлению. В результате реализации присущих критически мыслящему воспитаннику его интеллектуальных умения происходит формирование и повышение его существующей речевой культуры. Это следует лишь отметить, памятуя о достаточной адекватности качества речи качеству общения. Упомянутая нами способность ребёнка к получению знаний, выработке умений и навыков рассматривает, как принадлежащую ему частность, умение осуществлять поиск информации, овладевать знаниями. Приобретение воспитанником информационного иммунитета при использовании материалов печатных изданий и электронных учебников проходит через формирование умений осмысливать полученные сведения в сопоставлении с ранее приобретенными, а также анализировать информацию.
Но перед участниками медиаобразования в современном образовательном пространстве, изобилующем качественными первоисточниками, может возникать проблема знаменитого Буриданова осла, только охапок сена будет уже не две. А неисчислимое множество, и даже по одной травинке из каждой за всю жизнь выщипнуть не успеешь. Перед этим приходится не просто смиряться, но и более строго относиться к подбору литературы, которую стремишься прочитать сам (а с какой-то ознакомиться только «по диагонали» в виду недостатка времени на протяжении всей гипотетической жизни), и которую хочешь и должен порекомендовать обучающимся у тебя дистанционщикам. Нельзя не сказать о том, что и перед специалистом, ведущим дистанционный курс, возникает трудноразрешимая задача – быстро и корректно отследить, насколько достоверными материалами воспользовался учащийся для реферата, собрав их в сети «с бору по сосенке». Ведь каждый раз нужно не просто пройти практически тем же путём, которым шёл при подборе материала учащийся, но и адекватно отделить «зёрна от плевел», по возможности сохранив при этом логику проделанной учащимся работы. Иначе придётся всё разбивать «в пух и прах», что не оставит от мотивации учащегося к обучению ни следа. Как и журналист, медиаспециалист, ведущий курс дистанционного обучения, должен быть очень внимателен как к происходящему в процессе обучения учеников, так и к личности каждого из них, очень терпим по отношению ко всем, иначе с ним никто не захочет общаться, и учить ему окажется некого.
Итак, среди множества характерных признаков, общих для журналистики и медиаобразования детей-сирот, мы выделили пять, представляющихся нам наиболее значимыми:
- развитие коммуникативных навыков у воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, реализующих свои интересы, как в журналистике, так и в медиаобразовании;
- формирование речевой культуры воспитанников (равно как и повышение существующей), и одновременно – работающих с ними специалистов;
- увеличение способности к получению знаний, выработке умений и навыков в процессе журналистской работы и активного участия в медиаобразовании;
- приобретение информационного иммунитета при использовании материалов печатных изданий, электронных учебников и энциклопедий, образовательных и прочих Интернет-ресурсов;
- выработка критического мышления в ходе сопоставительной работы с первоисточниками, приобретающими в настоящий момент практически тотальную доступность.
Об иных возможностях взаимопроникновения журналистской работы и процесса медиаобразования в интернатных учреждениях мы ещё планируем говорить в других работах. Пока же автор просит делиться мнениями, излагать свои точки зрения по затронутому здесь вопросу, и заранее выражает признательность за любое неравнодушное отношение к поднятой здесь теме.

Категория: Педагогическая копилка | Добавил: bala (2007-10-19)
Просмотров: 1159 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Балапаным - Интернет-портал "Детство-kz" © 2024
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Фотоальбом

    Детские праздники

    Бесплатный хостинг uCoz