Суббота, 2024-04-20, 12:53 PM
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Дайджест прессы. Казахстан. [114]
Дайджест прессы. Россия. [25]
Дайжест прессы Планета [2]
Конкурс юных сказочников [20]
Детские сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников.
Педагогическая копилка [154]
Интересные материалы из педагогической прессы, разработки уроков, опыт воспитательной работы, методика работы с трудными детьми и многое другое.
Из дальних странствий возвратясь... [1]
Поездка за опытом
Страничка Гульмиры Султанбаевой [6]
ОТЧЕТ Национального Консультанта Гульмиры Султанбаевой по проведению консультаций с ключевыми партнерами и разработке рекомендаций для работы с целью искоренения детского труда в хлопководстве в Южно-Казахстанской области на примере села «Когалы» в Махтааральском районе
Облако тегов
Наш опрос
Нужны ли детские дома?
Всего ответов: 749
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU
 
 Дайджест прессы
Главная » Статьи » Педагогическая копилка

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ
Журнал «Школьный психолог»
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ
(1592 - 1670)
Яна Амоса Коменского относят к корифеям педагогической науки — на том основании, что в центре его интересов стояла проблема переустройства школы. Профессиональные психологи нередко пренебрегают изучением наследия деятелей смежных наук. Это недопустимо хотя бы по той причине, что психологический аспект педагогических изысканий крайне недальновидно было бы недооценивать. Как всякий крупный мыслитель, занимавшийся проблемами становления личности, Коменский, безусловно, является и ярким психологом. (Небезынтересно, что само слово «психология» вошло в научный обиход в эпоху Коменского.) Его идеи предвосхитили многие достижения педагогической и психологической науки. Поэтому Коменскому по праву принадлежит почетное место в галерее мэтров мировой психологии.
Этапы его жизни хорошо известны и документированы. При этом, однако, многие биографические подробности оказались утрачены для истории. Это в наши дни стало модно, описывая жизненный путь того или иного деятеля, уделять внимание детским шалостям, юношеским причудам, семейным перипетиям и даже кулинарным пристрастиям. Наши предки были строже. Человека они ценили по его достижениям, отмечая лишь самые значительные вехи на его жизненном пути. «Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни», — писал сам Коменский. Последуем его завету и проследим впечатляющую череду его славных дел.
ГОРЬКИЙ ОПЫТ
Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии. Относительно места его рождения нет единой точки зрения из-за отсутствия документальных данных. Сам Коменский в разных местах своих сочинений называл себя то нивниченским, то венгеробродским мораванином. (Местечко Нивница находится на расстоянии часа ходьбы от г. Угерский (Венгерский) Брод, неподалеку от тогдашней границы с Венгрией.)
Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл большим знатоком Библии. Можно предположить, что Мартин Коменский прививал сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как это было принято в протестантских общинах.
Считается, что Я.-А. Коменский первоначально учился в братской школе в
г. Угерский Брод. Однако закончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 году умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только двенадцатилетний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в г. Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.
В 1608 году, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по-видимому, в г. Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 год.
ЕГО УНИВЕРСИТЕТЫ
В 1611 году руководители общины чешских братьев направили Коменского для подготовки к проповеднической деятельности в университет. Протестантских священников для Чехии готовил богословский факультет Карлова университета в Праге, однако во главе факультета стояли религиозные противники чешских братьев, и для Коменского был выбран новый Гернборнский университет в Германии.
В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на четыре года старше Коменского) профессор И.-Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда Коменский познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения.
Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 году больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу. С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам.
ВКЛАД В БОРЬБУ
В 1618–1621 годах Я.-А. Коменский был проповедником и одновременно учителем в другом чешском городке — Фульнеке. Здесь он много занимался самообразованием, внимательно изучал произведения гуманистов эпохи Возрождения, таких, как Т. Мор, Т. Кампанелла, Л. Вивес.
Большие изменения ввел Коменский в организацию школьной работы. Молодой учитель стремился усовершенствовать процесс обучения, сделать его привлекательным для детей, возбуждающим у них интерес к знаниям. Поэтому он нарушал все каноны тогдашней школьной жизни: широко использовал наглядность, водил учеников на прогулки, знакомил их с реальной жизнью.
Мирная жизнь чешского народа была нарушена 30-летней войной, в ходе которой Чехия потеряла самостоятельность. А чешские протестанты, в том числе и Коменский, преследуемые католиками, в течение ряда лет вынуждены были скрываться в горах, пользуясь покровительством отдельных князей. Именно в эти годы (1627) Я.-А. Коменский начал создавать свой замечательный труд — «Дидактику», то есть общую теорию обучения. В тяжелый период потери чешским народом национальной независимости Коменский хотел помочь своей родине, путем улучшения дела воспитания и обучения молодежи, сохранить культурное наследие, оставленное предками. Поэтому труд Коменского пользовался поддержкой чешских братьев, членов общины.
ДВЕРЬ К ЗНАНИЯМ
В 1628 году по указу германского императора все чехи-протестанты были изгнаны за пределы родины. Часть их, в том числе и Коменский, переселились в польский город Лешно. Здесь он прожил с перерывами 28 лет, создав ряд замечательных педагогических произведений, слава о которых разошлась по всему миру.
В Лешно был закончен труд по дидактике, написанный первоначально по-чешски, а потом переработанный и переведенный на латинский язык, международный язык науки того времени. Кроме этой книги, получившей название «Великая дидактика», в Лешно Коменским была написана первая в мире книга для родителей «Материнская школа» — о воспитании детей в семье, а также составлен целый ряд учебников — «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия». Первая книга была учебником латинского языка, который от всех предшествующих отличался тем, что вместо обычных парадигм склонений и спряжений, правил и исключений здесь давалось описание реальной действительности. Обучение же языку сопровождалось сообщением различного рода знаний. В этом учебнике Коменский первым из педагогов проявил заботу о том, чтобы дети одновременно познавали слова и вещи. Ни один из школьных учебников ни до, ни после Коменского не получил такого всеобщего признания и столь широкого распространения, как «Открытая дверь языков», переиздававшаяся во многих странах Европы и Азии.
В Лешно Коменский увлеченно работал над другой интересной и принципиально новой идеей создания пансофии — своеобразной энциклопедии о реальном мире в сочетании с основами христианского вероучения. Интерес к проблеме пансофии был так велик, что группа английских ученых и общественных деятелей решила создать международную комиссию для сведения воедино всех достижений науки и техники. Во главе комиссии должен был стоять сам Коменский.
Начавшаяся в Англии буржуазная революция помешала реализовать этот замысел, и Коменский принял поручение шведского правительства разработать новую методику обучения латинскому языку и соответствующие учебники. В результате явился труд «Новейший метод языков», в котором Коменский применил к конкретной методике свои общепедагогические принципы и попытался обосновать три важнейших положения: параллельное изучение вещей и слов, соблюдение строгой последовательности и постепенности в обучении, переход от легкого к трудному.
РЕВОЛЮЦИЯ В ШКОЛЕ
В это время Коменский уже пользовался европейской известностью. В 1650 году его пригласили для усовершенствования школьного дела в Венгрию, где он пытался реализовать свою идею создания школы нового типа: она должна была иметь семь последовательных классов со своими комнатами, учителями и учебниками. В каждом классе планировалось 1200 часов учебных занятий в год, предусматривалось время для игр, выходные дни и каникулы. Хотя Коменскому и не удалось создать семиклассную школу полностью (были открыты только первые три класса), можно признать, что он разработал модель школы, которая в модифицированном виде сохранилась до настоящего времени.
Здесь же, в Венгрии, Коменский окончил свой замечательный труд «Мир чувственных вещей в картинках», который произвел подлинную революцию в учебном деле: это был первый в истории человечества учебник, в котором иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала. Этот учебник выдержал бессчетное число изданий на всевозможных языках, а переработанные варианты его использовались в европейских школах вплоть до конца XIX века.
Венгерский период жизни и творчества Коменского был весьма продуктивным. За четыре года (1650—1654) он кроме «Мира чувственных вещей в картинках» написал ряд небольших педагогических работ, посвященных организации школы и методам обучения в широком смысле слова. Стремясь пробудить в детях интерес к занятиям, Коменский широко использовал метод драматизации учебного материала. Так на основе учебника «Открытая дверь языков» он написал восемь школьных пьес, составивших одну широко известную книгу — «Школа-игра».
МЕЧТЫ О ВСЕОБЩЕМ ПРОБУЖДЕНИИ
В 1654 году Коменский, являвшийся главой лешненской общины чешских братьев, вернулся в Лешно. Однако в ходе начавшейся войны между Польшей и Швецией город был разрушен, погибли все рукописи Коменского, все его имущество, а сам он нашел пристанище в Амстердаме. Здесь его приняли с большим почетом, как знаменитого педагога, автора замечательных учебников и методических трудов. В Амстердам Коменский приехал в августе 1656 года, а в 1657 году по решению сената было издано собрание его дидактических трудов в четырех частях. Выход в свет собрания дидактических сочинений Коменского явился эпохальным событием в истории педагогики.
В Амстердаме Коменский много работал над завершением своего капитального труда, начатого еще в 1644 году и названного «Всеобщим советом об исправлении дел человеческих». В этой работе Коменский сделал попытку наметить план реформ человеческого общества, причем особо большую роль он отводил воспитанию и образованию. Первые части этого труда («Панегерсия» — всеобщее пробуждение и «Панавгия» — всеобщее озарение) были изданы в Амстердаме в 1662 году, рукописи же остальных пяти частей были утеряны и найдены только в 30-х годах XX века в Германии. Весь же огромный труд, объемом около полутора тысяч страниц крупного формата, увидел впервые свет в 1966 году в Чехословакии.
Последние годы своей жизни Коменский посвятил борьбе за мир, призывал при урегулировании возникающих между народами конфликтов руководствоваться принципами доброй воли и не применять силу.
15 ноября 1670 года Коменский умер в Амстердаме, вдали от родины.
Ян Амос Коменский и информационные технологии
АВТОР: ВАННАХ МИХАИЛ
ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ "КОМПЬЮТЕРРА" №40 ОТ 01 НОЯБРЯ 2006 ГОДА
Коменский - основоположник педагогики. Не думаю, что сильно ошибусь, предположив, что практически любой питомец советских/российских школ испытывает к этому понятию не слишком теплые чувства. Часть их в виде привычной скуки может передаваться и образу Коменского. А зря! Фигура, достойная того, чтобы вспомнить о ней в информационный век.
Итак, Ян Амос родился в Моравии в 1592 году. Отец его, Мартин, чех из местечка Комны (отсюда и прозвище - Коменский), принадлежал к "общине чешских братьев", наследников самого раннего реформационного течения - гуситства. Рано осиротевший мальчик был воспитан тетей и назначенными общиной опекунами. Шестнадцатилетним был послан общиной в латинскую школу в Пшерове, затем - в Герборнский университет в немецком княжестве Нассау и, позже, старейший в Германии Гейдельбергский университет. Карлов университет в Праге находился под управлением иезуитов и был недоступен для протестанта.
После учебы, как и было положено в те времена, Ян Амос совершает путешествие по Европе и приступает к службе родной общине. С 1614 года - учителем латыни, с 1616-го - священником.
Обратим внимание - служение Коменского начинается с преподавания латыни. Объяснить важность этого факта эффективнее всего с точки зрения информационных технологий. Латинский язык в Средневековье был важнейшей информационной технологией. Представим себе - Европа Темных веков. Натуральное хозяйство. Феодальная раздробленность. Любое путешествие таит в себе смертельную опасность, ибо на дорогах господствует Faustrecht, кулачное право. Грамотных людей убийственно мало. Единственный способ копирования информации - рукописный. Но дефицитны не только переписчики, сосредоточенные в монастырских скрипториях, но и материал для письма. Отсюда и феномен палимпсестов - подчищенных, повторно используемых пергаментов. Книга стоила столько же, сколько и вооружение рыцаря или деревня со всеми обитателями…
В этих условиях сохранить сколько-нибудь заметный объем унаследованных от античности текстов можно лишь воспользовавшись универсальным, единым, понятным для любого образованного человека кодом. Латынью.
Положение меняется с изобретением книгопечатания и введением производства тряпичной бумаги. Но двери в галактику Гутенберга еще закрыты. Трудностью изучения латыни. Отсутствием заметного количества книг на национальных языках. Массовой неграмотностью. В Моравии и Чехии, где трудится Коменский, положение усугубляется полнейшим бесправием славянского населения, вызванным католической контрреформацией. Начавшейся куда раньше, чем в соседней Речи Посполитой. Еще до Лютера, сразу после разгрома гуситов у Липан (1434) и Сиона (1437).
И вот молодой ученый выделяет главное. Прием, которым он пользуется, сегодня принято называть spin-off, раскрутка.
Начинает Ян Амос с создания методики достаточно простого овладения латынью. С этой целью пишет "Правила более легкой грамматики". Их он широко использует, заведуя общинной школой в городке Фульнеке. Но вскоре спокойная жизнь священника и учителя кончается.
Угнетенные чехи восстают против Габсбургов. Пражская дефенестрация, выкидывание чиновников оккупационной администрации из окон ратуши. Демократическое избрание протестантского короля. И страшный разгром чешского войска в 1620 году у Белой Горы. Чудовищный террор, устроенный наемниками Габсбургов в Чехии и Моравии. Коменский бежит, его жена и дети гибнут.
Бежать великому гуманисту предстоит всю жизнь. Работать в дуплах деревьев, в хижинах углежогов. Именно в таких условиях будет открыта человечеству дверь в галактику Гутенберга. Труд Коменского "Janua Linguarum Reserata" (1631), "Открытая дверь языков", имеет подлинно революционное значение.
Создать технологию обучения универсальному языку. Заложить научные методы передачи информации от учителя к ученику. Несмотря на пылавшую в Европе Тридцатилетнюю войну книга расходится крайне широко. Ее переводят на главные европейские языки и даже на турецкий, монгольский… По "Открытой двери языков" учит латынь принцесса Швеции, тогдашней военной сверхдержавы. Европейская слава. Коменского приглашает Английский парламент, его чествуют патриции Амстердама, экономической столицы Европы.
Революционная, хоть и не увенчавшаяся успехом, попытка Коменского создать "Пансофию", универсальный свод научных знаний о Вселенной и человеке. У Коменского, скончавшегося в 1670 году в Голландии, это не получилось, хотя "Pansophiae prodromus"(1638), "Предвестник Пансофии", декларация о намерениях создать энциклопедию, пользовался в Европе колоссальным успехом. Но критическая масса научных фактов, связей между ними, ученых и просто образованных людей будет накоплена в Европе лишь век спустя. Благодаря информационной революции Коменского. Который будет к XVIII столетию основательно забыт.
И лишь век девятнадцатый вспомнит того, кто писал, что "образование будет полным, если ум обрабатывается для мудрости, язык для красноречия, руки - для искусного исполнения необходимых в жизни действий". Актуально и в ИТ-эпоху.

Ян Амос Коменский (1592-1670) - один из величайших умов в истории человечества, звезда первой величины эпохи возрождения, непревзойдённой по количеству гениев в науке, культуре, искусстве (Данте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Лютер, Декарт, Сервантес, Кампанелла, Галилей, Коперник, Рембрандт, Кеплер, Рубенс, Харвей, Шекспир и другие), создатель научной педагогики. Главный труд - “Великая дидактика” (1632 г.), в которой все законы и правила обучения и воспитания выведены из природы человека - отсюда и принцип природосообразности.
Взяться за этот титанический труд его подвигло ещё бытовавшее в те времена чувство сострадания. Страдая сам от гонений католических фанатиков - в Европе полыхала Тридцатилетняя война (1618-1648), скрываясь от них то в одном, то в другом уголке этого религиозного пожарища, Коменский просто не мог не обратить внимания на то, что ещё страшнее, чем та нескончаемая война, была тогдашняя европейская школа. Возможно, первый и последний раз он почувствовал, что ему не хватает слов для описания этого зрелища. Поэтому, вероятно, он и обратился к свидетельству другого очевидца, к запискам “учёнейшего доктора богословия и профессора” университета в Ростоке Эйльгарда Любина (1565-1621), который эти слова нашёл и уже высказал: “Применяемый метод обучения детей представляется мне совершенно таким, как если бы кому-либо, оплатив его труд и старания, поручили нарочно придумать преподавание, так чтобы учителя обучали своих учеников, а те учились не иначе, как с неимоверными трудами, со страшным отвращением, с бесконечными тягостями и притом не иначе, как в предельно длительный промежуток времени. Всякий раз, когда я об этом думаю и размышляю, смущённое сердце содрогается, и ужас проникает в глубину моей души... Думая обо всём этом, я, признаюсь, не раз приходил к мысли и к тому решительному убеждению, что всё это введено в школу каким-то злым и завистливым гением, врагом человеческого рода” (см.: Коменский Я.А. Избр. Пед.соч. - М., 1955. - С. 224-225). Было бы противоестественным, если бы такой человек, как наш герой, не решил в такой ситуации вступиться за детей. Докопаться до первопричины, превращающей школу в ад для ангельских душ, и не предложил бы в качестве образца школу, которую он сконструировал сам. Но не только сконструировал, а будучи её директором и преподавая в ней родной язык (чешский), Закон Божий, латынь, а также другие предметы, и всесторонне апробировал. Всеевропейское признание Коменский получил при жизни. Но по полной программе, дальновиднее всех “теоретическую новизну и практическую значимость” “Великой дидактики” оценила Англия. Ведь именно в это время её отважные, неудержимые флибустьеры прибирали к рукам необъятные и несметно богатые заморские территории, включая Америку, а для их освоения, колонизации ай как были нужны отлично подготовленные кадры администраторов, миссионеров, фермеров, строителей, шерифов, полицейских, флотского и армейского комсостава, матросов, солдат и, конечно, школьных учителей, которыми ещё древние римляне закрепляли все свои воинские успехи.
А тут ещё оценили Коминского, вероятно, за то, что английские провинциалы лучше, чем германские, французские и прочие, усвоили великую культуру Рима (вспомним хотя бы о том, что Древний Рим стал первым в истории человечества правовым государством и додумался до разделения властей), Господь Бог облюбовал Англию для беспорочного зачатия промышленной революции и вскоре к славе грозной владычицы морей она добавила честно заслуженный титул “Мисс мастерская мира”.
И опять проблема кадров: острейшая потребность в оборотистых деловых людях, умеющих на пенсе “наварить” фунт, и в рабочих, способных завалить мировой рынок товарами эталонного качества, побить любого конкурента. Попробуй-ка решить такие задачки без эффективной науки о “человеческом факторе”. И снова - Божий промысел: протяни руку через Ла-Манш и бери готовенькое. Какой дурак откажется и будет строить из себя квасного патриота, доказывая с пеной у рта, что раз эта педагогика забугорная, то она нипочем не годится для британского менталитета? Что лучше лет сто повременить и пошукать (за народные деньги, конечно) “собственный путь”, т.е. придумать что-нибудь ... этакое? Например, дистантный мост: от Маниловки и до самого Петербурга! А разве не забавно - переделка человеческой природы с помощью “культурно-исторической теории” и вытекающих из неё “поэтапного формирования умственных действий”, “воспитывающего обучения”, “обучения на высоком уровне трудности” и “развивающего обучения”?
За такие фантазии практичные англичане первым же фрегатом отправили бы на вечное поселение в Австралию. Для перевоспитания тамошним весьма специфическим контингентом. Поэтому, едва дождавшись, когда Коменский закончил (в 1638 г.) перевод “Великой дидактики” с чешского оригинала на общепринятую в тогдашнем учёном мире латынь, парламент Его Величества (по предложению самого Бэкона Веруламского!), не скупясь ни на какие пожертвования в пользу протестантской “Общины чешских братьев” (Коменский состоял в ней епископом, а по совместительству был директором школы и преподавал почти все науки), тотчас (1640 г.) пригласил его в Лондон, для “осуществления своих великолепных планов” и научной переподготовки английских образованцев.
В Лондоне Коменский проработал целый год, хотя его настойчиво звал в свою страну шведский король на ещё более выгодных условиях. Это приглашение Коменский в конце концов тоже примет, но самое главное он сделал в Англии. Его британские “курсанты” оказались очень старательными и смышлёными учениками. Они на пятёрку с плюсом усвоили новую, сказочно эффективную науку образования и не только внедрили её у себя, но развезли на своих бесчисленных кораблях по всему белому свету.
В 1642 г. английские переселенцы высадились на берегу Массачусетского залива в Америке. Там они основали своё первое поселение и построили (в 1644 г.) первую американскую школу по “типовому проекту” гениального педагогического архитектора, которая и положила начало триумфального марша “Великой дидактики” по всему Новому свету. И тем, что Америка представляет собой сегодня, она, пожалуй, в решающей мере обязана этой “Педагогической Библии”, а поскольку Коменский был чистых кровей славянином, американцы имеют все основания благодарить и нас за своё экономическое чудо, за всё, что с ним связано.
К большому сожалению, история распорядилась так, что мы свой шанс упустили. И цари и вожди проглядели его. Сегодня это упущение можно было бы наверстывать, но вот беда - “субъективный фактор”: министерство образования и Российская академия образования никак не решатся обрубить пуповину, которая держит их на прусско-марксистском якоре. От этого все страдания нашей школы, все учебные муки детей, следствием которых и является самое страшное - невосполнимые потери в здоровье и трудоспособности.
Конечно, без конца такое положение не может сохраняться. Предел терпению уже наступил. Но где выход? В бесконечных шарлатанских “инновациях” вроде “развивающего обучения” или “управления качеством образования”? В министерских “припарках мёртвым” вроде 12-летки и единого государственного экзамена (кого экзаменовать - 90% двоечников и “натянутых троечников”)? Надёжное решение проблемы - единственное: немедленный отказ от “государственного образовательного стандарта”, т.е. от уравниловки и принудиловки, от “единого образовательного пространства”, т.е. от удушения земской инициативы, а главное - изгнание с позором извращенческой марксистской “педагогики” и “психологии” и полная реабилитация научной природосообразной педагогики, которую создал Коменский, которую донесли до нас другие её классики (Локк, Песталоцци, Дистервег, Ушинский и Макаренко) и которая с нарастающим успехом трудится во всех культурных странах.
В.В. Кумаринhttp://www.hrono.ru/biograf/bio_k/komenski.html
Коменский Ян Амос (28.03.1592, Нивнице, Южная Моравия, — 15.11.1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист и общественный деятель. Он родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев и получил первоначальное образование в братской школе, затем учился в латинской школе, Херборнской академии и в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614—27) и начал работу над полным словарем чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612—56).
В 1614 году Коменский находился на должности учитель братской школы в Пршерове. В 1618—21 годах он жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения: Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и других. В 1627 году Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков ему пришлось эмигрировать в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал ее и перевел на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633—38). Также он подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских ученых.
В 40-е годы Ян Коменский опубликовал ряд учебников. В 1650 году он был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование ее принципов, учебный план и распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, он применил метод драматизации учебного материала, написав на основе «Открытой двери к языкам» ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, он продолжил работу над начатым еще в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором был дан реформы человеческого общества. Первые две части труда были опубликованы в 1662 году, рукописи же остальных пяти частей были найдены лишь в 30-х годах 20 века; труд был впервые полностью опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году.
Итог своей долгой жизни Ян Амос Коменский подвел в сочинении «Единственно необходимое» (1668). По своим философским взглядам он был близок к материалистическому сенсуализму, который, судя по собственным заявлениям Коменского, представлялся ему философией простого народа. Признавая три источника познания: чувства, разум и веру, главное значение Коменский придавал органам чувств. В развитии познания он различал три ступени: эмпирическую, научную и практическую. Коменский считал, что всеобщее образование и создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.
Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчетливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.
Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делал вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим ее законам, а все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения, и одновременно как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодежи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам: сначала родному, потом латинскому — как языку науки и культуры того времени.
В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали и основные требования к обучению: начинать его надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, — для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и выполнению правил поведения.
Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Также он разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение Священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами), затем, в крупных городах для наиболее способных учащихся, этап с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии вводились наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, история и география). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна была быть академия — высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский расширил в «Пампедии», добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподает» сама жизнь.
В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» ему посвящена специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Сочинения: Dílo, sv. 1—2, 17, Praha, 1969—71 (изд. продолжается): Listy přátelům a přiznivcům, Praha, [1970]; в рус. пер.— Избр. соч., ч. 1—3, Ревель, 1892—97; Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1—2, М., 1902—11; Избр. педагогические сочинения, т. 1—3, М., 1939—41; Избр. педагогические сочинения, М., 1955; Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов. М., 1768.

А. И. Пискуновhttp://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12957&ob_no=12651

Категория: Педагогическая копилка | Добавил: bala (2007-04-20)
Просмотров: 2138 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Балапаным - Интернет-портал "Детство-kz" © 2024
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Фотоальбом

    Детские праздники

    Бесплатный хостинг uCoz