Вторник, 2017-10-17, 5:48 PM
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Дайджест прессы. Казахстан. [114]
Дайджест прессы. Россия. [26]
Дайжест прессы Планета [2]
Конкурс юных сказочников [20]
Детские сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников.
Педагогическая копилка [154]
Интересные материалы из педагогической прессы, разработки уроков, опыт воспитательной работы, методика работы с трудными детьми и многое другое.
Из дальних странствий возвратясь... [1]
Поездка за опытом
Страничка Гульмиры Султанбаевой [6]
ОТЧЕТ Национального Консультанта Гульмиры Султанбаевой по проведению консультаций с ключевыми партнерами и разработке рекомендаций для работы с целью искоренения детского труда в хлопководстве в Южно-Казахстанской области на примере села «Когалы» в Махтааральском районе
Облако тегов
Наш опрос
Нужны ли детские дома?
Всего ответов: 727
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU
 
 Дайджест прессы
Главная » Статьи » Педагогическая копилка

Только вверх!
Айжан Кусаинова, зав. кабинетом Республиканского института повышения квалификации (РИПК СО)
Сегодня много говорится и пишется о воспитании и обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о перспективах их образовательной деятельности. А таких детей в Казахстане насчитывается свыше 80 тысяч.
Нельзя сказать, что дети-сироты брошены на произвол судьбы. В столах чиновников и школьных учреждений находятся сотни официальных документов (актов, постановлений, приказов), в которых расписаны буквально все пункты, касающиеся детей-сирот, в том числе и проблемы их жизнеустройства. Так, впервые правительством РК от 27 марта 2007 г. утверждена программа «Дети Казахстана» на 2007-2008 годы; другим правительственным постановлением от 28 марта 2008 г. установлена квота приема детей-сирот в средние и высшие учебные заведения. В целом по стране функционирует более 600 неправительственных организаций, напрямую связанных с проблемами детей и их жизнеустройства, защиты их конституционных прав и поддержки семей. Не стоит в стороне, естественно, и министерство образовании и науки, которое совместно с неправительственными организациями серьезно занялось созданием модели социального партнерства, нацеленной на оказание помощи семьям «группы риска».
     Ну, казалось бы, все есть, все продумано. А между тем проблема детей-сирот, их социальное положение в обществе, их возможности обустроить свою жизнь остаются, увы, не всегда разрешимыми. Для многих из них это – лишь мечта.
     Размышляя о дальнейшей судьбе выпускников детского дома (а таких у нас выпускается каждый год около двух тысяч), хотелось бы остановиться в первую очередь на проблемах обучения этих детей, приобретения ими полноценного начального, среднего и высшего образования. Из всего количества выпускников только 7% попадают в высшие учебные заведения; остальные трудоустраиваются кто как может либо поступают в профессиональные лицеи и колледжи.
     Результаты научных исследований, мировой практический опыт, сама действительность показывают, что именно хороший уровень образования может стать «социальным лифтом» для выпускников детского дома. Дать направление – только вверх, подальше от «зоны риска». Но наше общество, к сожалению, еще отягощено достаточным количеством стереотипов. Помогать детским домам готовы многие. Коммерческие структуры заваливают их дорогими подарками, добровольческие группы «с миру по нитке» собирают немалые суммы денег, на которые покупается мебель, ковры, латаются крыши и т.д. С одной стороны, такой душевный порыв, желание помочь детскому дому у всякого вызывают положительные эмоции. Но, с другой, эти разовые акции малоэффективны и больше способствуют проявлениям иждивенчества и пассивности со стороны воспитанников – дескать, весь мир должен им помогать. У них реализуется стратегия «я - сиротка».
     Ни для кого не секрет, что дети-сироты, как правило, заметно отличаются по уровню своего развития от тех сверстников, которые живут под опекой своих любящих родителей. В большинстве случаев у них понижен образовательный уровень, они отягощены последствиями психических травм и отклонений, физически ослаблены, располагают скудными знаниями о возможностях применения своих сил для своего будущего, на пользу общества и т.д. А между тем они имеют такое же право на достойную социальную ориентацию, на удовлетворение своих образовательных потребностей, на то, чтобы успешно интегрироваться в социум. Иначе говоря, эти дети изначально не по своей вине были поставлены в неравные условия развития.
     Среди воспитанников детских домов много талантливых детей, которые могут заявить о своих творческих достижениях не только в форме поделок, но и в электронном формате. Детским домам сегодня нужны медиацентры, которые выступали бы как синтез социально-культурных, образовательных потребностей воспитанников и волонтерской работы IT-компаний.
     Очень нуждаются выпускники в «социальном лифте». Суть его в том, что выпускникам интернатных учреждений создаются условия для получения качественного образования и места в хорошей фирме. Так, российская практика устройства воспитанников и выпускников в московские представительства иностранных и крупных российских компаний показала, что после предварительного обучения молодые люди становятся курьерами, помощниками секретарей, быстро адаптируются в новых условиях и начинают реализовывать способности к карьерному росту, заявляют о готовности к дальнейшему обучению.
     Еще одним стартом к успешному будущему выпускников может быть создание университетских комплексов, включающих в себя детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как правило, университеты работают только с одаренными детьми, среди которых практически нет детей, оставшихся без попечения родителей. Для сирот раннее включение в систему университетского комплекса означает попадание в иную образовательную среду, доступ к различным образовательным ресурсам. Конечно, не все они станут студентами, но общее качество их образования может существенно подняться за счет прихода в интернат университетских преподавателей, совместного использования материально-технической базы обоих учреждений. С введением 12-летнего образования, предпрофильной подготовки и профильного обучения использование потенциала вуза может обеспечить более осознанный и обоснованный выбор профессии для подростка. Возможным вариантом получения качественного образования может стать последовательное обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования, входящих в состав комплекса.
     Многие детские дома, воспитанники которых обучаются в общеобразовательных школах, самостоятельно разрабатывают и реализовывают программы профессионального самоопределения и обучения на своей материально-технической базе. Это может стать основой кооперации между вузом и детским домом. Можно использовать существующий российский опыт с разными схемами вхождения детских домов в состав университетских комплексов – в качестве их структурного подразделения, на основе договоров о сотрудничестве, совместной деятельности и т.д.
     Немного статистики такого опыта работы. На конец 2006 года в России действовало 15 университетских комплексов. Численность поступающих туда в среднем составляет 70%. В Казахстане же ни один университетский комплекс фактически не сотрудничает с детскими домами.
     Важную роль в социальной защите и профессиональном становлении воспитанников детского дома могут сыграть производственно-адаптационные участки, которые положительно сказываются на адаптации воспитанников к условиям жизни и труда. Вариантов здесь несколько. Производственно-адаптационные участки могут создаваться при интернатных учреждениях по образцу подсобного хозяйства или как учебно-производственное подразделение для подготовки воспитанников к ведению домашнего хозяйства. И еще один вариант – это создание на базе интернатных учреждений совместно с организацией, предприятием (фирмой, фермером и т.д.) производственного участка, где интернатное учреждение предоставляет имеющиеся площади, земельный участок, обеспечивает контроль за деятельностью воспитанников, а соучредитель оснащает участок оборудованием, обеспечивает производственный процесс необходимым сырьем, материальными ресурсами, содержит необходимый штат кадровых рабочих и специалистов, реализует полученную продукцию.
     Исследования ученых показали, что подросткам-сиротам необходимо как минимум два года, чтобы адаптироваться в социальной среде. И всем нам небезразлично, в каком обществе будут жить наши дети, внуки. Так давайте поможем сейчас детям-сиротам стать достойными гражданами нашей страны, чтобы потом не было поздно.
04 сент 2009
http://www.izvestia.kz/news.php?date=04-09-09&number=2
Категория: Педагогическая копилка | Добавил: lyuda (2009-09-05)
Просмотров: 596 | Теги: Айжан Кусаинова | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Балапаным - Интернет-портал "Детство-kz" © 2017
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Фотоальбом

    Детские праздники

    Бесплатный хостинг uCoz