Пятница, 2024-03-29, 5:48 PM
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Дайджест прессы. Казахстан. [114]
Дайджест прессы. Россия. [25]
Дайжест прессы Планета [2]
Конкурс юных сказочников [20]
Детские сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников.
Педагогическая копилка [154]
Интересные материалы из педагогической прессы, разработки уроков, опыт воспитательной работы, методика работы с трудными детьми и многое другое.
Из дальних странствий возвратясь... [1]
Поездка за опытом
Страничка Гульмиры Султанбаевой [6]
ОТЧЕТ Национального Консультанта Гульмиры Султанбаевой по проведению консультаций с ключевыми партнерами и разработке рекомендаций для работы с целью искоренения детского труда в хлопководстве в Южно-Казахстанской области на примере села «Когалы» в Махтааральском районе
Облако тегов
Наш опрос
Нужны ли детские дома?
Всего ответов: 748
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU
 
 Дайджест прессы
Главная » Статьи » Педагогическая копилка

Жизнь – как деяние
Форма: Час общения
Тема: Жизнь – как деяние
Дата проведения: 20.01.2014 г.
Участники: воспитанники старших групп
Цели:
• Дать возможность детям осознать, что жизнь построена на Добре, Труде и Красоте.
• Способствовать пониманию детьми, что жизнь складывается из каждодневных поступков, мыслей, что многое в жизни нельзя будет исправить.
• Помочь в организации ценностно – ориентированной деятельности, осмыслению детьми собственной жизни, осознанию ее целей, пониманию своих сил и возможностей.
• Ориентировать внимание детей на смысле этических норм в обществе, уметь видеть вокруг себя других людей и учитывать их самочувствие, делать все, чтобы содействовать благу этих людей.
• Расширять эмоциональный опыт детей. Создать атмосферу доверия, взаимной доброжелательности, потребности в философствовании.
Материалы к занятию: следы, вырезанные из бумаги трех цветов, конверт со словами к игре «Добрый след», лукошко, карточки с ситуациями, свеча, нарисованные кораблики (по числу детей), магнитофон, толковые словари, ромашки счастья, мольберты, плакат, фломастеры, цитаты и афоризмы великих людей:

«Тело – лодка. Жизнь река, и надо проплыть реку и достичь своего предназначения».
Саи Баба
«Человек становится человеком благодаря своей духовной жизни».
Генрих Песталоцци
«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание».
Сенека.
«Жить дурно, неразумно, невоздержанно и нечестиво – значит не плохо жить, но медленно умирать».
Демокрит.
«Достаточно мгновенья, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком.»
Поль Брюла.
«Каждый должен что-то оставить после себя: сына, книгу или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад посаженный твоими руками. Что – то, чего при жизни касались твои пальцы. В нем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобой дерево или цветок, и в эти минуты ты будешь жив».
Рей Бредбери.
«Живи для людей, поживут и люди для тебя».
«Живи дольше – чтобы пользы было больше».
«Жизнь измеряется не годами, а трудами».
Пословицы.
«Жизнь – это вызов прими его!
Жизнь – это игра, играй в нее!
Жизнь – это сон, пойми это!
Жизнь – это любовь, наслаждайся ею!

Нет! Никогда, не умирает тот,
Чья жизнь прошла светло и беспорочно,
Чья память незабвенная живет,
В сердцах людей укоренившись прочно».
Лопе де Вега
Оформление:
Выставка «Чем измеряется жизнь» (книга, картина, ваза, ювелирные изделия, сборники песен и т.д.), на мольберте ватман «пристань добрых дел», доска, на которой написана тема часа общения «Жизнь – как деяние».

Эпиграф:
«Уходя, оставьте свет в тех, с кем выпало расстаться»
С.Л. Соловейчик.
Словарная работа:
Притча – это искусство слова попадать в сердце.
Предварительная работа:
Дети пишут сочинение «Цель моей жизни».
Ход:
1. Организационный момент (тема написана на доске).
Настрой на общение (1,5 минуты)
Здравствуйте! – так приветствуем друг друга при встрече.
Улыбнитесь друг другу.
Приветливая улыбка…как много она значит! Почти все у человека предназначено для самого себя. Глаза – смотреть, рот – есть.
Все нужно самому себе.
А улыбка? Если бы не зеркало, мы бы ее никогда не увидели.
Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Улыбка растворяет все пасмурное на душе. С улыбкой мы и встречаем сегодня друг друга, я – вас, вы- меня, а мы вместе – наших гостей.
2. Выступление.
На фоне музыки читаю отрывок из стихотворения С. Надсона.
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.
Мы живем среди людей. Присмотритесь внимательнее к тому, что происходит вокруг: люди трудятся, идут с работы, на работу, отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой цель. Иные живут, не зная во имя чего они живут, иные умеют сделать свою жизнь горением во имя благородной цели, вокруг нас и в нас происходит сложная, неисчерпаемая жизнь.
И сегодня я хочу предложить тему для обсуждения «Жизнь – как деяние», а эпиграфом к нашей теме возьмем изречение С.Л. Соловейчика:
«Уходя, оставьте свет в тех, с кем выпало расстаться»
Мы еще вернемся к этим словам, а пока обратимся к известной притче.
3. Основная часть.
1. Рассказывание притчи.
Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поисках других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь.
Когда он умирал, его глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».
Попробуем и мы задать этот вопрос: «Что такое жизнь?»
Задание № 1.
Попытайтесь дать определение понятию «жизнь», выпишите определение из толкового словаря.
Работа детей со словарем.
Итак, жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него самого, зависит каким содержание наполнит он свою жизнь.

Известно, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
А что может быть содержанием человеческой жизни?
Жизнь предстает перед нами, как деяние, в основе которого познание и реализация себя, своих возможностей, интересов, стремлений. Они выражаются, как в конкретных физических действиях, так и в труде мысли, усилиях души.
Попробуем и мы с вами потрудиться духовно.
Наше состязание мы назовем «Добрый след».
Задание №2
Объединитесь по творческим группам (дети делятся на группы, выбирая предложенные разноцветные следы).
Представителя от каждой группы прошу подойти ко мне и выбрать карточки со словами для работы. Ваша задача – предложить ряд добрых дел, которые можно совершить, опираясь на выбранное слово. Время для обдумывания 3 минуты. Сегодня в роли таймпикера (хранителя времени) будет….
Выбор маркера (человек, который пишет) и презентатора (того, кто будет защищать ваш проект) за вами.
Победителем становится творческая группа – обладатель большее количества добрых дел.
Напомню, доброе дело совершается на радость и пользу окружающим (слова для творческих групп: милосердие, память, книга, бумага, письмо).
Работа творческих групп.
Защита проекта «Добрый след».
В этом состязании победила….творческая группа.
Думаю, что вы заметили – некоторые добрые дела мы можем действительно осуществлять, не откладывая на потом, и это в наших силах! Я предлагаю оставить добрую память о себе, о вашей группе более широко, через игру «Городская новинка».
Задание № 4.
Предложите общегородскую идею по поводу улучшения работы транспорта, отдыха людей, деятельности городских служб.
Игра «Городская новинка».
Вывод.
Итак, что же получается? Человек рождается, чтобы «деять» - творить по нравственному закону, который живет в его душе.
Этот нравственный закон – голос совести.
Послушайте сказку Владимира Леви, которую вам расскажут дети из театрального клуба «Маска», попробуйте ответить на очень трудный вопрос: «Для чего родится и живет человек?».
5. Рассказывание сказки «Капля».
Жила – была Капля. Жила в ржавом кране, таилась себе потихоньку за переключателем и, пока кран не открывался, безмятежно спала.
Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда – то, куда – то, куда – то…
Стоп! Закрылась задвижка, и Капля повисла между краном и неизвестно чем. Висит и висит. Между тем уже давно колыхались другие капли «Эй, кто тут последний? Чья очередь?», «Эй, ты там не задерживайся! Капай!» - кричат.
Капля задумалась: «Кап или не кап - вот в чем вопрос. Упасть вниз было, бы конечно по всем правилам, но что дальше?». А дальше вон - черная дыра! Канализация……
А ведь я могла бы быть Росинкой, сиять, отражая солнце на каком – нибудь чудесном цветке……
Я могла бы быть брызгом Ниагарского водопада – летела бы, целуясь с воздухом и искрясь, бесконечно летела бы…..Господи!
Если уж падать, то хоть бы дождем на поле, чтобы подпитать хоть какую – нибудь травинку! Или хоть в лужу, чтобы произвести пузырь – кратковременный, но потрясающий! А туда……нет!
Нет! Не хочу! Не могу! А – а – а –а.
Нет, не упала наша Капля, не упала, а ….испарилась.
Ну, а что уж там приключилось с ней дальше, не ведаем. Только одно скажу вам по секрету. Мир задуман для красоты. Капля тоже. Я предлагаю вам очень интересную игру, а о чем бы думали вы, если вы были…
6. Игра «Волшебный конверт».
Каждый из участников вынимает из конверта какую – то одну фразу и продолжает ее.
Примерные фразы:
Я веселая песенка и……
Я лампочка, если……
Я превращаюсь в тигра, когда……
Я могу быть ветерком, если……
Я словно пчелка, так как……
Я хочу быть солнышком……
Я снежинка и……….и т.д. и т.д.
Вывод.
Вильям Шекспир сказал «Видеть и чувствовать – это быть. Размышлять - это жить».
Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении. Ищите смысл своего существования. Только в жизни наполненной смыслом, человек может найти себя, быть счастливым и принести счастье другим. Думать надо о смысле.
Обратите внимание на выставку, на то что можно назвать следом в жизни.
10. Выставка «Добрый след»
Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это всем известно и не ново,
Но мы живем, чтобы оставить след –
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Расул Гамзатов.
Замечу, что жизнь часто предоставляет человеку шанс совершить доброе дело или отказаться от зла.
Шанс – это вероятность осуществить что – либо.
Жизнь предоставляет нам шанс, но мы не всегда его используем, потому что не хотим сделать достойный выбор. Потом жалеем об упущенном шансе.
Предлагаю вам игру «Шанс и выбор».
Задание. Энерджайзер. «Лето - зима»
Разделитесь на две команды. Те, кто родился в зимние и летние месяцы – одна команда, осенние и весенние – другая команда. Перед вами карточки с ситуациями. Тот, кто берет карточку должен определить, какой именно шанс посылает ему жизнь и принять решение использовать ли этот шанс.
11. Игра «Шанс - выбор». Работа в командах.
Примерные ситуации.
1. У меня есть деньги, а на углу продаются первые весенние цветы.
2. Ваша знакомая пришла с заплаканными глазами.
3. Посреди улицы стоит в одиночестве малыш.
4. Ты видишь – в первом ряду сидит дама на сломанном стуле.
5. Товарищ жалуется, что его никто не любит. Ты знаешь, что это действительно так.
6. В общественном транспорте вам наступили на ногу.
7. Вас поздравляет одноклассница с днем рождения. Она помнит дату, но перепутала месяц.
8. Во время урока один из учеников откровенно унижает педагога, надеясь на поддержку одноклассников.
9. Из сумки впереди идущего что-то падает.
10. В дождливую погоду технички не довольны учениками. Много грязи, а значит работы.
11. Вошел в класс перед уроков, увидел, что доска грязная.
12. Идешь по улице, только что съел конфету, в руках обертка.
13. В гардеробе на полу упавшее пальто.
14. Ты видишь, как мальчик кидает камни в кошку.
15. Старик просит милостыню.

Бытиё, его свойство.
Как себя мы не числи,
Что мы в этом устройстве?
Кто мы по отношению
К саду, к морю, к зениту?
Что является целью?
Что относится к быту?
Что относится к веку,
К значению, к дороге?
И, блуждая по свету,
Кто мы все же в итоге?
Д.Самойлов.
Вопрос.
Так что такое цель жизни? В чем она заключается? Есть ли у вас жизненные цели? Какие?
Задание № 7.
Прочитать один – два сочинения «Цель моей жизни».
Давайте заглянем в словарь.
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.
Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем.
Д.С.Лихачев на вопрос «В чем самая большая цель в жизни?» - ответил так: «В увеличении добра к окружающим. Важно только, чтобы добро, который человек делает, было его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только из головы».

8. Игровое упражнение – задание «ТАСС уполномочен заявить».
Валеоразминка. Здоровьетворение (2 минуты).
Массаж от всех болезней.
Мизинчик – сердце
Безымянный - печень.
Средний – кишечник и уменьшение давления
Указательный – желудок.
Большой – голова.
Итак мы здоровы, веселы, энергичны, размышляем дальше.
9. Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «След на земле».
Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал.
Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой.
Наступила старость. Вспомнив свое село, приехал он на родину. Встречается он с людьми, называет он свою фамилию – никто не помнит его.
- Что ты отставил о себе? – спрашивают люди.
- Есть ли у тебя сын или дочь?
-Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.
-Может быть ты посадил дуб?
-Нет, не посадил я дуба.
-Может быть взлелеял поле?
- Нет, не взлелеял я поле.
-Ну так значит ты песню сложил?
-Нет, и песни я не сложил.
-Так кто же ты такой? Что ты делал всю жизнь свою? – изумились люди.
Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому стоит дом будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. Вот и все, что останется после меня на земле, с горечью подумал человек. Но ведь этого мало……
Не так надо было жить! Не так!
Человек как большой корабль плывет по мою жизни.
Чем будет наполнен этот корабль?
Грузом каких дел?
Посмотрим на себя.
(раздаются нарисованные кораблики, на основании или на мачте которых предлагается записать свой ответ).
Работа детей.
А теперь давайте отправим корабли наших стремлений по морю жизни к светлой пристани добрых дел.
Маяком в этом нелегком плавании пусть будет голос нашей совести (кораблики прикрепляются к листку ватмана.
Легко ли строить корабль своей жизни из добрых дел?
Риторический вопрос. Для чего необходимо постоянное, нравственное усилие. Чем измеряется жизнь?
Прожитыми годами – скажите вы. Ну, если человек прожил долгую, но болезненную жизнь – никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя? Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой след оставишь на земле.
4. Заключительный.
Вывод.
Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и идти по ней. Жизнь предоставляет нам шанс быть достойным человеком, но такой же силы шанс быть низким человеком
Значит, все решать будет выбор, который делает человек.
Я хочу вас всем задать один вопрос: «Как вы хотите прожить жизнь?»
(ответы детей)
Примите от меня в подарок ромашку счастья – на лепестках напишите ценности необходимые вам для удовлетворения жизни. В сердцевине ромашки поместите свою главную ценность.
12. Работа детей с ромашкой счастья.
А теперь вернемся к нашему эпиграфу
Как вы понимаете слова С.Л. Соловейчика: «Уходя, оставьте свет в тех, с кем выпало расстаться?».
Закончить нашу встречу предлагаю традиционной «Проблемой на ладошке».
У меня в руках свеча, она символизирует нашу жизнь. Что я понял сегодня на занятии? Каждый берущий в руки свечу дает свой ответ.

Абдулина Г.К. воспитатель детский дом «Үміт»,
город Экибастуз Павлодарская область
Категория: Педагогическая копилка | Добавил: ДДУмит (2014-04-24) | Автор: Абдулина Гузель Кинигалиевна
Просмотров: 941 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
2 Оля6624  
0
Очень хорошая разработка. Содержательный материал направленный на формирование духовно-нравственных ценностей учащихся

1 Тлектес  
0
Проделана колоссальная работа по подготовке к данному часу общения. Спасибо за разработку.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Балапаным - Интернет-портал "Детство-kz" © 2024
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Фотоальбом

    Детские праздники

    Бесплатный хостинг uCoz