21.09.06, Марина Венедиктова , специально для Gazeta.kz Бездетность бывает двух видов - вынужденная и добровольная. Про вынужденную вздыхают в прессе частенько: ну, жизнь не сложилась, ну, здоровье потеряли… А вот явление (уже заимствованное у дикого Запада и активно осваиваемое россиянами) чайлдфри - пока еще мало известно среднестатистическому казахстанцу. Меж тем, в России начались нешуточные баталии как в прессе, так и в интернете сторонников и противников нового движения. Что ж это такое? Свобода для работы или от работы В общем-то нетрудно догадаться, зная азы английского, что childfree в переводе с "языка международного общения номер один" означает свободу от детей, или как чаще это называют, - добровольную бездетность. Чайлдфри утверждают, что их жизнь насыщенна и без потомства. Некоторые из них могут любить детей, некоторые к ним безразличны, кто-то испытывает неприязнь. Общее для всех чайлдфри одно - отсутствие ребенка и нежелание становиться родителем. Предполагают, что само слово ввела в 70-х годах прошлого столетия Национальная Организация для Не-Родителей США. В английском языке это слово стало частью обыденной речи, часто его произносят как "CF". Популярность и слово и движение приобрели в 1990-е, когда появилась одна из первых современных групп - The Childfree Network (США). Преподаватель средней школы Лесли Лафайет из Калифорнии создала общественную сеть ChildFree Network (CFN): более 5 тысяч участников, 33 отделения по всей стране, политические и социальные претензии к обществу, поощряющему исключительно "детные" семьи. Одним из требований CFN было - отмена привилегий для тех, кто имеет детей. Хотя появление такой организации было встречено в американском обществе неоднозначно, однако организация возымела успех, от нее отпочковались новые и распространились по Европе и Австралии. Некоторые чайлдфри предпочитают противозачаточным средствам стерилизацию. Однако, далеко не все врачи соглашаются сделать такую операцию, особенно, когда "пациенту" 20-30 лет (и из-за ограничений в некоторых законодательствах и, главное - боязни судебного процесса с пациентом, который впоследствии может изменить убеждения). Эти проблемы побудили многих чайлдфри создавать группы поддержки (где люди общаются между собой и становятся увереннее, зная, что они не одиноки), а также сообщества, подобные No Kidding!, стремящиеся обеспечить социальное взаимодействие, свободное от требования иметь детей. Перепись 2003 года в США обнаружила рекордное количество бездетных, таковыми были 44% женщин в возрасте от 15 до 44 лет. Национальный Центр Статистики Здравоохранения утверждает, что процент американских женщин детородного возраста, которые определяют себя как "добровольно бездетных", быстро растет: 2.4% в 1982 году, 4.3% в 1990-м, 6.6% в 1995 году. Незамужние белые женщины по уровню бездетности более чем вдвое превосходят афроамериканок. Утверждают, что чайлдфри-пары более образованы, более востребованы как профессионалы и руководители, имеют больший доход, склонны жить в городах, менее религиозны, менее склонны к соблюдению традиционных обычаев. Более того, американские ученые говорят, что женщины хотят быть чайлдфри ради свободы работать, мужчины - ради свободы от работы. Многие исследователи отмечали, что чайлдфри в большей степени свойствен эгоизм и индивидуализм. За и против Объясняют свое поведение чайлдфри-женщины и чайлдфри-мужчины по-разному. Это и желание жить в комфорте, иметь много свободного времени для досуга, хобби, друзей, упиваться собственным саморазвитием, эмоциональной и физической близостью с партнёром, иногда несовместимым с появлением ребенка. Кто-то переживает за свой карьерный рост, которому может навредить рождение ребенка. Другой или другая не желают тратить время, финансы и силы на дитя, которое однажды вырастет и окажется неблагодарным. Женщины могут так сильно переживать за свою фигуру, бояться родов, бессонных ночей, грязных попок и сопливых носиков, что раз и навсегда сказать себе или партнеру: "Ни за что!". Иногда стать чайлдфри "помогают" воспоминания о травмирующем или бедном детстве, об оскорбляющих, угнетающим или отсутствующих родителях. Или даже - вера в то, что "приносить" новых людей в этот мир безнравственно, потому что каждый рождённый должен… умереть. Одна из приверженцев этого движения призналась: "Я вышла замуж в 32 года и только тогда начала жить для себя. До этого училась и работала только на свою семью, одна обеспечивала всех: маму-пенсионерку, брата-инвалида, который не работает, оплачивала квартиру, дачу. Лучшие годы потратила на других людей. И что же мне, сейчас начать рожать детей и опять забыть о себе?". Окружающие иногда высмеивают чайлдфри, как больших эгоистов. Те, в свою очередь, парируют нападки своими аргументами: детей часто желают по не менее эгоистичным причинам. Чтобы было кому подать стакан воды на смертном одре, позаботиться о родителях на старости лет. Служители церкви подходят к ним так же осуждающе, как к геям, гомосексуальным парам и однополым бракам. Они называют чайлдфри "зараженными" и "бесплодными язычниками". Однако, есть и новые церкви, сформированные движением чайлдфри. Например, Кибер-Церковь Иисуса Христа - группа христиан, которые не чувствуют желания иметь потомков, подобно тому, как не имел их Иисус. Думается, уместно вспомнить в связи с этим о монахах, дающих обет безбрачия и соответственно без-отцовства. В последние годы чайлдфри становятся все более политизированными. В книгах и статьях приверженцев этого движения доказывается, что чайлдфри перед лицом не только социальной, но и политической дискриминации. Растущее недовольство часто сосредоточивается на налоговых льготах для семей с детьми, переходит на трудовое законодательство, облегчающее жизнь родителям, касается попыток правой и клерикальной цензуры на основании "семейных ценностей". Многие чайлдфри сожалеют, что вынуждены финансировать общественные школы через единое для всех налогообложение. В Австралии предлагалось создать политическую партию, поддерживающую образ жизни чайлдфри как противоположность семейному. Растущая политизация движения и внимание СМИ привели к появлению второй волны организаций чайлдфри, являющихся политическими во всех отношениях. Хотя множество неудачных попыток создать группу влияния предпринимались в США, первой появилась британская организация "Kidding Aside". Движение чайлдфри пока еще имеет незначительный политический вес и борется за то, чтобы его воспринимали серьезно. |