Газета «Время», 9 мая Ляззат Маралбаева: Анау¬мынау о чистых полах Знаменитая художественная семья Карпыковых-Маралбаевых проводит благотворительный аукцион своих картин. Вырученные средства (бог даст, они будут) пойдут в детский дом. О детях и искусстве - художник Ляззат Маралбаева. Гульнар Танкаева, tankaeva@time.kz - Могу ответить только за себя: Аблай и наши дети, наверное, ответили бы подругому. А я все время вспоминаю Париж, музей и… группу пятилетних детишек на полу перед картиной. Для Европы это нормально: там все время устраивают музейные экскурсии для крох. Приводят, рассказывают им сюжет, композицию… то есть воспитывают. На великом. И потом, вырастая, люди понимают не только, что красиво, что некрасиво, но и что такое хорошо и что такое плохо в жизни вообще… - Ну, начнем с того, что у нас так просто на пол не сядешь. - Чистый пол это далеко не единственное, да и, наверное, не главное, что недоступно сегодня нашему обществу и нашему будущему. Если получится помочь детям из детских домов не то чтобы внести свой вклад в их становление, но хотя бы показать им жизнь немножко с другой стороны… это будет очень хорошо. - Ее собственные дети этой самой "другой стороны жизни" насмотрелись сполна: с памперсов сплошное искусство. Родители¬художники долго не могли позволить себе мастерскую, поэтому работали дома. Сегодня семейная легенда гласит, что самый младший Карпыков, Абулхаирхан (185 см ростом), в детстве карабкался по мольберту, как по шведской стенке. И рисовал, как уверяет Ляззат, практически с самого рождения. Впрочем, как и все остальные дети в этой семье: для них это казалось таким же естественным, как кушать или разговаривать. - Я по образованию архитектор, всегда рисовала, но чутьчуть, для себя… и вдруг однажды обнаружила, что у меня дома рисуют все, кроме меня. Не помню, кто именно меня подтолкнул: то ли Жанелька со своей очередной принцессой, то ли Алуа, которая уверяла, что рисует попугая с натуры, а скорее всего, Сакен, который рисовал вообще беспрерывно… в общем, в какой¬то момент я на них на всех "обиделась": а почему я не рисую? ________________________________________ ИЗ ДОСЬЕ Архитектор, художник, дизайнер. Участница и организатор многочисленных выставок в Казахстане и за рубежом. Автор декораций к модернбалету "Опущенный взгляд", поставленному в Алматы французской балериной Паскалиной НоэльОдегон. Автор архитектурного проекта здания пассажа Silk Way City в Алматы. Недавно выступила и как художникфотограф, сделав совместную выставку с японской художницей "с парижской пропиской" Томоко К. Обер "Париж Токио Алматы" в алматинской галерее MichelAngelo. Жена известного казахстанского художника Аблая Карпыкова. Мама четверых детей: Жанели, Алуа, Садвакаса (Сакена) и Абулхаирхана Карпыковых. ________________________________________ Она "дорисовалась" до стен Европы. В прямом смысле этого слова. Нет, сначала были нормальные выставки: в Брюсселе, Антверпене, Бонне, Париже, НьюЙорке. Когда вывозились картины и продавались, и французская, бельгийская и прочая пресса писала о живописи Ляззат Маралбаевой: "ее спонтанность обольщает, ее композиции восхищают", "ее персонажи плывут в воздухе или устремляются к небу". На одной из таких выставок, в Италии, к ней подошли и пригласили в поездку по побережью: "Вам понравится". Понравиться Ляззат должно было еще и потому, что все города на этом побережье, от Неаполя до Салерно, находятся под эгидой ЮНЕСКО. И у каждого города своя "фишка". В Минори, где Ляззат была с выставкой, это ежегодный карнавал, который сопровождается обязательными концертами и выставками. А в Фуроре, куда ее повезли, фасады всех домов расписаны картинами. - …Так красиво! Но дорога ужасная, очень крутая, даже меня алматинку мутило, тошнило, все вокруг было как в тумане. И вот так, в тумане, я согласилась приехать и расписать… фасад очень богатого отеля. Меня потом все спрашивали: "Для кого роспись? Для отдыхающих мафиози?". И я честно отвечала, что ни одного мафиозника не видела, мне всегда только хорошие люди попадаются. Хорошие и понимающие искусство. Можете себе представить: мэр города объяснял мне, какую он хочет видеть роспись "это должно быть как шок: с той стороны обрыв, а с этой ваша картина…". Словом, на следующий год мы с Сакеном поехали и сделали эту роспись. - И теперь вас тоже охраняет ЮНЕСКО... - …и рассматривают велосипедисты! По той трассе проходит велосипедная гонка "Тур де Италия"… Ляззат с сыном первые и пока единственные казахи, которые оставили такой масштабный след в культурной жизни Италии на том побережье. Еще масштабнее в свое время "расписался" во Франции Аблай Карпыков: 250 квадратных метров стены в Дижоне, четыре с половиной метра высоты, пятьдесят метров длины. Об этих 250 метрах французы подробно написали в статье "История вечности. Фреска казахов" и дали художнику Карпыкову золотую медаль на выставке. Но стена осталась французам. Как и многие картины Карпыковых¬Маралбаевых в том числе, кстати, детей. Когда младшему поколению Карпыковых напоминают о том, что картина Сакена после выставки в Брюсселе осталась у Его Высочества принца Лорана, оно поколение самокритично уточняет, что это была еще детская работа… - На Карпыковых природа не отдыхает? - Я вообще считаю, что это не настоящая закономерность, а просто дурацкая фраза, придуманная теми, у кого дети не захотели продолжать семейную традицию. Во все времена были династии: музыкальные, актерские, художественные… И во все времена художники сидели без денег и в страшном сне не желали своим детям повторить свой путь. Мы, кстати, тоже не желали. А то, что они рисуют, это получилось, я уже говорила, органично, само собой. Понимаете, дело не в том, чтобы стать художником. А чтобы жить, как бы это пафосно ни звучало, с искусством в голове и душе. Просто помню, как я преподавала в театральнохудожественном институте, потом в академии художеств… и так странно было видеть этих студентов, которым ничего не нужно! Помню, как я уговаривала себя каждый день идти на занятия... В общем, я рада была уйти в декретный отпуск и больше к преподаванию не вернулась… - И с тех пор живете "с картин"? - Да. Многие удивляются. - Только этому? - Ну, у нас люди вообще любят удивляться совершенно неудивительным вещам: например, почему я рисую много "ню"? - И почему женщина¬художник рисует обнаженных женщин? - Могу назвать как минимум три причины: вопервых, я рисую то, что хорошо знаю. Я хорошо знаю женское тело: я занималась моделированием одежды, постоянно рисовала женские фигуры, тела… Вторую причину давно и очень точно определил кто¬то из великих: "достойны изображения только женщины и кони" самые красивые в природе создания. И, наконец, в¬третьих и в самых главных через обнаженность натуры художник может показать обнаженность человеческой души. Просто художник, не важно, кто он мужчина или женщина. Я вообще считаю, что у нас профессия бесполая. Поэтому мне ужасно не нравится, когда обо мне говорят "художница". Както это несерьезно. Я всегда поправляю: "Я художник!". Во французском языке, кстати, "художница" это жена художника, "директор", а "директриса" его жена… - Но вы и есть жена художника. - Значит, я художник тире художница. И еще художников вырастила. |