Суббота, 2024-05-04, 8:48 AM
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Дайджест прессы. Казахстан. [114]
Дайджест прессы. Россия. [25]
Дайжест прессы Планета [2]
Конкурс юных сказочников [20]
Детские сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников.
Педагогическая копилка [154]
Интересные материалы из педагогической прессы, разработки уроков, опыт воспитательной работы, методика работы с трудными детьми и многое другое.
Из дальних странствий возвратясь... [1]
Поездка за опытом
Страничка Гульмиры Султанбаевой [6]
ОТЧЕТ Национального Консультанта Гульмиры Султанбаевой по проведению консультаций с ключевыми партнерами и разработке рекомендаций для работы с целью искоренения детского труда в хлопководстве в Южно-Казахстанской области на примере села «Когалы» в Махтааральском районе
Облако тегов
Наш опрос
Нужны ли детские дома?
Всего ответов: 749
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU
 
 Дайджест прессы
Главная » Статьи » Дайджест прессы. Казахстан.

Сквозь розовые стёклышки
Мегаполис
№ 3 (368) от 28.01.2008
Алина ПАК, Актобе
Зачем детям с психическими отклонениями ДВП, рыбья чешуя, косточки от фруктов и монтажная пена? Об этом хорошо знают в Тамдинском интернате, основная часть воспитанников которого сироты.
Во вспомогательной школе-интернате, расположенной в посёлке Тамды (Актюбинская область), особый контингент детей. Большинство из них лишены главного – родительской заботы и тепла. И, как следствие, развитие умственной отсталости и психических отклонений.
Зачастую сюда попадают десятилетние переростки, которые не могут ни писать, ни считать, ни даже различать цвета. Их приходится направлять в первый класс и начинать всё с азов. Порой ученики засиживаются в одном классе по несколько лет. Инструкции, по которым работают в этом специализированном учреждении с детьми, это допускают. У некоторых из-за специфических заболеваний нарушена координация движений: даже взять что-либо в руки для них задача не из простых.
Особенно напряжённо здесь осенью и весной. В это время у многих детей начинаются обострения душевных заболеваний. Тогда без медицинской помощи им уже не обойтись. Но порой самым главным лекарством становится доброе отношение педагогов и красота, которая, как известно, спасёт мир.
Тяга к прекрасному
Кружок «ОчУмелые ручки» при интернате существует семь лет. Инициатором его создания стала преподаватель труда школы-интерната Ольга Гайдаржи. Работы, которые делаются в этом вспомогательном учреждении, отмечают даже бывалые профессионалы. Они никогда не остаются незамеченными на выставках, за ними специально приезжают в интернат индивидуальные заказчики.
– Началось с того, что стало жаль выбросить стебли, которые остались после вязания веников. Из этого материала мы решили смастерить избу с двориком. Поделка получилась удачной, и несмотря на то, что она уже разваливается от времени, хранится у нас до сих пор, – говорит Ольга.
Сколько необычных вещичек удалось смастерить после этого дворика, уже не счесть. Но уникальность в том, что делаются они руками воспитанников интерната.
– Конечно, детей приходится направлять. Есть среди них очень медлительные, которым требуется по месяцу на то, что можно сделать за несколько дней. Но они так стараются, и у них очень развита фантазия. Некоторые из них очень способные. Например, есть девятиклассники, которые сами уже достаточно профессионально делают эскизы рисунков. У этих детей, пожалуй, сильнее, чем у обычных, развита тяга к прекрасному, – делится руководительница.
Интересно, что поначалу интернатовцы для работы в основном выбирают чёрные и тёмные тона. «Это говорит об их настроении», – считает педагог. Но уже вскоре начинают переходить на светлые оттенки. Например, всё больше выбирают розовые стёклышки, из которых собирают мозаику рисунка. А вот абсолютное предпочтение красного цвета – тревожный сигнал. Это говорит об излишней агрессии.
Несмотря на то, что дети работают со стеклом и другими небезопасными в обращении материалами, никаких инцидентов за время существования кружка не было. «Они слишком здесь заняты творчеством, чтобы направлять энергию ещё на что-то другое», – объясняет Ольга Гайдаржи.
Безотходное производство
Любопытно, что при изготовлении работ используются самые необычные материалы. Это и косточки, и семечки, и уголь, и грибы, и высушенные кабачки, и древесные коряги, различные баночки и скляночки. А основами для тех же картин служат листы «ДВП». Не случайно кабинет труда, где проходят занятия, местами напоминает склад заготовок.
– Обычно я говорю всем своим знакомым: «Едите варенье, собирайте косточки», – смеётся Ольга. Из косточек и семян выкладываются различные композиции, например, натюрморты или вазы с цветами. А затем сверху наносится краска.
Помимо косточек в ход идёт ещё много чего. Иногда даже не догадаешься, из чего выполнена работа. Например, маска Шрека, которую можно одевать на голову, делалась из монтажной пены. Чтобы придать ей форму, этот стройматериал заливался на воздушный шарик.
Есть работы, выполненные из рыбьей чешуи, которую предварительно высушивают. Иногда рыбу ловят сами воспитанники интерната. Но это бывает не часто. В основном эту «заготовку» заимствуют у местных сельчан.
А вот для композиции «Весна» исходный материал нашёлся случайно. Дети сами отыскали на улице корягу, похожую на змею. Оставалось только покрыть её лаком. «Пресмыкающееся» обвивается вокруг пня, на котором висит роскошный гриб. Всё, кроме змеи, натуральное.
Наиболее сложно работать со стеклом. Но зато картины, выложенные из него, по-особому сияют всеми цветами радуги. Осколки, которые накладывают на поверхность будущей картины, готовятся в специальной ступе, в ней измельчают стекло. Потом эту массу пересеивают для того, чтобы отделить крупные, средние и мелкие осколки. Помимо размера исходный материал отличается цветом. Для этого дети во главе со своим руководителем собирают стёкла разных цветов. Благо с этим добром проблем не возникает: бутылок и стеклянных осколков повсюду хоть отбавляй. Иногда для работ используют песок. Его тоже пересеивают, чтобы получить крупинки разных размеров.
Одно время интернатовцы, которые посещают кружок, шили мягкие игрушки. В качестве исходного материала использовались старые списанные шубы воспитанников, которые пришлось протрясти и перестирать. Из этого старья получились очень даже симпатичные зверюшки.
Из чего сделать очередную работу, Ольга придумывает сама. Иногда идеи подают дети. Так что специальными пособиями в кружке не пользуются. «Мне с детства нравилось что-нибудь придумывать и мастерить», – говорит педагог.
На кисточки не хватает
Однако время от времени работа кружка «замораживается». Связано это не с отсутствием желания творить что-нибудь. Тем более, что то, чем здесь занимаются, идёт детям только на пользу. Причина «простоев» банальна: отсутствие красок, кисточек и других необходимых подручных материалов, которых не найдёшь на улице. Всё это приобретается исключительно на спонсорские средства.
Зачастую в качестве спонсоров выступают работники интерната. Например, сама Ольга Гайдаржи не раз закупала краски на свои деньги. Сам кабинет оборудовали тоже исключительно своими силами. Так полки и раздвижной стол смастерили представители мужской половины педагогического коллектива. Когда возникает проблема с кисточками, Ольга начинает их мастерить сама из волос конского хвоста или, как самый примитивный вариант, из ваты или поролона.
Сейчас у ребят осталось ограниченное количество ДСП. А без него не получится делать картины. «Придётся остановить работу», – печально говорит педагог.
Из-за тех же финансовых проблем в «ОчУмелых ручках» занимаются только два десятка воспитанников, хотя желающих гораздо больше. Финансовые возможности кружковцев иногда решаются за счёт продажи картин и других работ. На вырученные средства покупают те же краски и другие необходимые материалы. Не случайно даже сами дети начиная работу порой интересуются: «А за сколько её можно будет продать?». Интерес этот не праздный, эти дети растут в постоянной нужде и далеко не в образцовых условиях. Но это уже о другом…
* * *
В данный момент продолжается выставка работ воспитанников Тамдинской вспомогательной школы-интерната в Актюбинском музее прикладного искусства. Здесь можно не только их посмотреть, но и приобрести. Вырученные деньги идут на нужды этих детей.
Кстати
На конкурсе детского творчества в Алматы, который проходил перед Новым годом, работы воспитанников Тамдинской вспомогательной школы-интерната заняли первое место в номинации по изобразительному искусству. Примечательно, что на этой выставке выставлялись произведения детей не из вспомогательных учреждений и детских домов, а так называемых одарённых: из гимназий, лицеев и общеобразовательных школ.
Категория: Дайджест прессы. Казахстан. | Добавил: bala (2008-01-30)
Просмотров: 841 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Балапаным - Интернет-портал "Детство-kz" © 2024
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Фотоальбом

    Детские праздники

    Бесплатный хостинг uCoz