Эти слова мы слышали не один раз, но не всегда, может быть, понимаем смысл этих слов. В этом году я была включена в проект «Патронатное воспитание», который возглавляет председатель ОО «Союза женщин Приуралья - « У М І Т» - Балгабаева Екатерина Дмитриевна, и в ходе работы в проекте поняла какой большой смысл вложен в эти слова. Смысл патронатного воспитания состоит в том, что в семьи берут детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих в детском доме. В ходе подготовки к передаче детей в патронатные семьи мы посещали детский дом «Жас даурен», где беседовали с воспитанниками и воспитателями, видели, как живут дети в детском доме, где все есть для развития детей, созданы все условия для их счастливой жизни. Не в каждой семье родители могут создать такие условия, а в некоторых семьях нет даже элементарных условий для развития ребенка. Беседуя с детьми, видя их счастливые лица, задумываешься о том, почему же дети охотно идут в семью родственников, а порой и чужих им людей. Ответ на такой вопрос получаешь при посещении патронатных семей, где живут в каникулярное время, в выходные дни дети из детского дома. Как бы ни говорили, что в детском доме очень хорошо, но все же там воспитание общественное, все там общее, так сказать, государственное, а проще - казенное, а в патронатных семьях у каждого ребенка есть свой личный уголок, личные вещи, где учитываются личные интересы каждого члена семьи, где ребенок чувствует заботу каждого члена семьи, может решить свои проблемы в семейном кругу, где ему помогут, подскажут, как поступить в том или ином случае. В детском доме тоже помогут-подскажут, но это уже будет на административном или общественном уровне в соответствии с инструкциями, положениями, законами, т.е. официально, а не по-родственному. Кроме того, при патронатном воспитании родственная связь ребенка с бабушками, дедушками, с другими кровными родственниками не прекращается, как, например, при усыновлении ребенка. Патронатные воспитанники могут свободно общаться с кровными родственниками, временно с согласия патронатного воспитателя проживать у них. За ними сохраняются все права, которые у них были до помещения в патронатную семью, сохраняется право на проживание и воспитание в семье и очень жаль, что патронатное воспитание детей у нас еще не нашло широкого применения. Из 320 детей, проживающих в детском доме «Жас- даурен» на патронатное воспитание передано в 2006 году только 20 детей. Из-за незнания закона о патронатном воспитании, недопонимания значения патроната в воспитании подрастающего поколения, а может от нежелания доставлять себе дополнительные заботы, брать на себя ответственность за судьбу чужого ребенка, хотя, как было сказано выше, «чужих детей не бывает». В ходе посещения патронатных семе, в беседе с патронатными воспитателями напрашивается вывод, что берут детей из детского дома люди с добрым сердцем, неравнодушные к судьбе «чужих» им детей, которые потом становятся им самыми близкими, с которыми в дальнейшем их связь не теряется, а крепнет. Их волнует будущее воспитанников, где они будут жить, когда станут взрослыми, где будут работать, получат ли специальное образование и какое именно, и другие вопросы. Как, например, патронатных воспитателей Бурлак Оксану, Огурцову Татьяну Яковлевну волнует вопрос , «введены ли их патронатные воспитанники в права наследования на имущество своих умерших родителей или другие наследники умолчали о них при оформлении наследства». Многие проблемы решить и получить ответы на тревожащие их вопросы патронатные воспитатели могут только с помощью участников проекта «Патронатное воспитание», где также работают зачастую на общественных началах неравнодушные к судьбам детей-сирот люди. Юрист ОО «Союз женщин Приуралья – «Уміт » Карташова Л.П. |