Воскресенье, 2024-04-28, 3:29 PM
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Дайджест прессы. Казахстан. [114]
Дайджест прессы. Россия. [25]
Дайжест прессы Планета [2]
Конкурс юных сказочников [20]
Детские сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников.
Педагогическая копилка [154]
Интересные материалы из педагогической прессы, разработки уроков, опыт воспитательной работы, методика работы с трудными детьми и многое другое.
Из дальних странствий возвратясь... [1]
Поездка за опытом
Страничка Гульмиры Султанбаевой [6]
ОТЧЕТ Национального Консультанта Гульмиры Султанбаевой по проведению консультаций с ключевыми партнерами и разработке рекомендаций для работы с целью искоренения детского труда в хлопководстве в Южно-Казахстанской области на примере села «Когалы» в Махтааральском районе
Облако тегов
Наш опрос
Нужны ли детские дома?
Всего ответов: 749
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU
 
 Дайджест прессы
Главная » Статьи » Педагогическая копилка

Ученик не успевает. Что делать?
Сегодня учеников жалеют — и нагрузка у них не по годам, и социальное
неравенство в классах, и учителя, обозленные на весь мир из-за своей
мизерной зарплаты. При этом многие забывают о том, что именно в детстве у
человека самые высокие способности воспринимать и усваивать информацию. В психологии есть понятие сензитивного возраста, введенное известным
отечественным автором Л. С. Выготским.
Согласно этому понятию, в жизни человека есть особые периоды, в которых он может развивать то или иное свойство или способность гораздо быстрее и легче, чем в другие. Эти периоды и называются сензитивным возрастом. Известно, например, что ребенка до трех лет легче научить говорить на иностранных языках, плавать, кататься на коньках.
Сензитивные периоды для развития речи, памяти, мышления, внимания тоже
проходят в детстве.
Мы не случайно ведем в первый класс ребенка 7 или 8 лет. Возраст
готовности к школе является сензитивным для волевых процессов, а значит, и
для развития произвольности в других психических свойствах. У детей в этом
возрасте неограниченные возможности для принятия и усвоения информации.
Поэтому, если ребенок жалуется на утомляемость или усталость, причиной
этому будет не сам материал, а его изложение, степень заинтересованности
им ребенка.
Внутренние и внешние причины неуспеваемости. Опытный школьный психолог всегда разделяет две группы причин неуспеваемости — внешние и
внутриличностные. К внешним причинам относятся те помехи и препятствия
среды, с которыми сталкивается ученик при выполнении домашнего задания,
при ответе на уроке. Сюда относятся и семейные конфликты, и проблемы с
одноклассниками.
Представьте, каково, например, отвечать на уроке ребенку, над которым в
это время смеется весь класс, в котором он является изгоем. Одним словом,
если результаты диагностики способностей у отстающего ребенка
соответствуют норме, значит, что-то мешает ему пользоваться этими
способностями.
Внутриличностные причины школьной неуспеваемости — это какие-либо
нарушения или отклонения психических процессов, их неразвитость.
Очень важно понять истинную причину неуспеваемости. Рассмотрим простой
пример: учителя и родители жалуются на плохое запоминание ребенком
пройденного материала. Психолог в результате психодиагностики свойств
памяти действительно обнаруживает некоторые особенности, мешающие
запоминанию, и начинает коррекцию этого психического процесса. Проведя
различные игры и задания, улучшающие память и запоминание, психолог вновь тестирует ребенка и выявляет значительные улучшения памяти. Однако на уроке ребенок почему-то не показывает этих улучшений, по-прежнему отставая от своих одноклассников.
В чем же проблема? В поверхностном рассмотрении психических свойств.
Видеть в плохом запоминании неразвитость процессов памяти — однобокий
подход. Ребенок не может применить полученные приемы и мнемотехники,
поскольку не ассоциирует предметные задачи с теми, которые ему давал
психолог. Для этого нужно параллельно развивать абстрактно-логическое
мышление.
В основном, конечно, в подборе методик для диагностики причин школьной
неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание,
память, восприятие информации. Методики на мышление и другие психические процессы разумно подбирать соответственно последующей коррекции. В этом плане компьютерные методики диагностики психических процессов выигрывают у "бумажных". Их выполнение происходит через решение какой-нибудь наглядной задачи, причем оно включает в себя элементы тренировки этих процессов.
Так, например, пакет компьютерных методик "Зоопарк", направленный
специально на диагностику внимания ребенка, может использоваться и в
качестве тренажера.
Многочисленные современные исследования показывают, что повышение
успеваемости ученика — комплексная цель, требующая целостного рассмотрения детской психики. Сегодня школьные психологи не говорят отдельно о развитии какой-либо психической характеристики, а ставят цель общего психического развития личности ребенка.
Недавнее исследование российских ученых из Психологического института РАО показало эффективность применения программы целостного психического
развития учеников. В результате проведения уроков психологического
развития в начальной школе 99% учеников продвинулись в своем
интеллектуальном развитии, у многих наблюдалось повышение мотивации к
обучению, интерес к знаниям.
Программа, разработанная в Психологическом институте, включает воздействие
на когнитивные структуры психики ребенка, такие как синтез, анализ,
обобщение, индукция и дедукция. Оказалось, что предметы начальной школы
(русский язык, чтение, математика) требуют участия этих когнитивных
структур для понимания и усвоения материала. Уроки психологического
развития продолжительностью 40-45 минут включали различные методы
тренировки мышления, логики с их переносом непосредственно на практические
задачи.
Комплексная задача психолога
Следовательно, задача психолога — обучать
ребенка мыслить. С правильно построенной системой мышления правильно
развиваются и память, и внимание, и речь. Кстати, для развития
абстрактно-логического мышления сензитивный возраст приходится именно на
начальную школу.
Правильная организация мышления требует произвольности основных
психических процессов, попросту — участия воли. Волевые процессы у ребенка
7 — 8 лет также находятся в сензитивном периоде.
Возможно, что кроме работы непосредственно с психическими свойствами,
психологу придется иметь дело с психологическими защитами ребенка,
возникшими в результате учительского или родительского воздействия. У
детей младшего школьного возраста самой распространенной защитой является
регрессия — переход к уже известным формам поведения, которые свойственны
пройденному жизненному этапу.
Защита срабатывает в ответ на фрустрацию. Так, если ребенок чего-то не
добился, а его поругали, да еще и не объяснили детально, за что именно, то
он применяет защиту — может начать сосать палец, лечь на пол и свернуться
клубочком, может проявлять агрессию, закатывать истерику. Все это — формы
поведения, свойственные предыдущему — дошкольному — этапу его жизни. С
психологическими защитами работает психотерапевт. Однако многие психологи
видят в ней рефлекс, который угасает без стимула. Соответственно, если
исчезнет проблема неуспеваемости, угаснет и защита.
Психологическая работа с неуспеваемостью учащихся — тема очень популярная
и актуальная, ей посвящаются многочисленные исследования, разрабатываются
новые программы. Если вас заинтересовал этот вопрос, тему всегда можно
продолжить.
Ольга Данилова.
Эксклюзивный материал сайта "www.effecton.ru — психологические тесты и
коррекционные программы".
Категория: Педагогическая копилка | Добавил: bala (2007-04-23)
Просмотров: 1206 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Балапаным - Интернет-портал "Детство-kz" © 2024
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Фотоальбом

    Детские праздники

    Бесплатный хостинг uCoz