Воскресенье, 2024-04-28, 7:18 AM
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Дайджест прессы. Казахстан. [114]
Дайджест прессы. Россия. [25]
Дайжест прессы Планета [2]
Конкурс юных сказочников [20]
Детские сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников.
Педагогическая копилка [154]
Интересные материалы из педагогической прессы, разработки уроков, опыт воспитательной работы, методика работы с трудными детьми и многое другое.
Из дальних странствий возвратясь... [1]
Поездка за опытом
Страничка Гульмиры Султанбаевой [6]
ОТЧЕТ Национального Консультанта Гульмиры Султанбаевой по проведению консультаций с ключевыми партнерами и разработке рекомендаций для работы с целью искоренения детского труда в хлопководстве в Южно-Казахстанской области на примере села «Когалы» в Махтааральском районе
Облако тегов
Наш опрос
Нужны ли детские дома?
Всего ответов: 749
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU
 
 Дайджест прессы
Главная » Статьи » Педагогическая копилка

Дистанционная поддержка проектной деятельности воспитанников интернатных учреждений
Латышев Олег Юрьевич, в.н.с. лаборатории «Школьная медиатека» ИСМО РАО, к.филол.н., научный руководитель детского дома г. Азов Ростовской обл.

Практика развития проектной деятельности учащихся интернатных учреждений с каждым годом становится все более результативной и развернутой. Растет число образовательных ресурсов, увидевших свет с участием воспитанников интернатных учреждений, ряд из них создан собственно по инициативе последних. Все большее число интернатных учреждений принимает участие в интернет-фестивалях, примером чему может служить один из недавних, успешно прошедший в Пензе (январь-февраль 2005) Поволжский интернет-фестиваль. Вместе с тем, следует полагать, что проектная работа среди воспитанников интернатных учреждений могла бы идти и более эффективно. Мы задались вопросом, какие факторы препятствуют успешному ходу проектной работы в детских домах и школах-интернатах. Для выявления негативных факторов на пути проектной работы мы провели:
- беседы с воспитанниками интернатных учреждений, участниками проектной работы;
- встречи с учителями и воспитателями сиротских учреждений;
- совещания администраций интернатных учреждений, участвующих в экспериментальной работе научно-исследовательской лаборатории "Школьная медиатека" ИСМО РАО;
- консультации со специалистами региональных центров развития образования, отвечающих за развитие информационных технологий в интернатных учреждениях.
На основе анализа проведенных встреч мы убедились в том, что:
- члены педагогического коллектива, успешно прошедшие курсы "Обучение для будущего", заняты в преимущественно в качестве тьюторов, вследствие чего испытывают острый недостаток времени для организации проектной деятельности учащихся;
- различные интернатные учреждения имеют различный уровень технического и ресурсного обеспечения. При прочих равных обстоятельствах наиболее эффективно проектная работа протекает в учреждениях, которые в равной мере обеспечены как технически, так и ресурсно;
- в ряде учреждений не все желающие педагоги прошли курсы повышения квалификации по созданию учебно-методических пакетов для мотивации учащихся к проектной деятельности;
- встречаются учреждения, где не только воспитанники, но и педагогический коллектив не получил надлежащий мотивации к ведению проектной деятельности. Это явилось следствием отсутствия полной, адекватной, своевременной информации о месте, времени проведения и характере курсов повышения квалификации (например, программы Intel "Обучение для будущего".
Перечисленные выше негативные факторы в организации проектной работы приводят нас к убеждению, что недостаточность условий для организации проектной деятельности можно ликвидировать. Сделать условия проектной работы достаточными, на наш взгляд, можно путем организации дистанционной поддержки проектной деятельности. Такая поддержка может быть организована, например, путем создания консультационного центра на сайте конкурса образовательных проектов. Особым достоинством такого пути поддержки проектной деятельности является участие в консультациях специалистов, чей опыт и лег в основу организации проектной работы в образовательном учреждении как таковом. Получение консультаций из первых уст не только делает грамотно построенной работу над проектом, но и повышает самооценку участников образовательного проекта. Консультирование в виде форума на сайте может сопровождаться индивидуальными консультациями по электронной почте. Это наиболее приемлемо, если консультируемый не желает выносить свой вопрос на всеобщее обозрение. Функциональным дополнением к виртуальным консультациям может служить чат для участников проектной работы из различных учреждений. Наблюдая за его ходом, консультанты быстрее и четче могут очертить круг вопросов, в наибольшей мере волнующих собеседников, а при необходимости и направить ход беседы в продуктивное русло. Наряду с этим может оказаться полезен и чат для организаторов проектной работы на местах. Это позволит избежать "варки в собственном соку" для отдельно взятых педагогов, а также снять большое количество вопросов, традиционно обрушивающихся на консультанта по проектной работе, дублируя друг друга в большом количестве. Справедливо, на аш взгляд, считаются полезными и тренинги для руководителей проектной работы в интернатных учреждениях. Даже те руководители, которые прошли курсы повышения квалификации по организации проектной работы с наибольшей самоотдачей, с течением времени могут оказаться в стороне от основных потоков информации о способах успешной разработки и проведения проекта. Тренинг позволит провести своеобразный "апгрейт" для знаний, умений и навыков преподавательской деятельности в соединении педагогических и информационных технологий. Синхронно следовало бы поощрять на местах проведение смен участников проектной работы в летних лагерях и во время других каникул. В этот период темы проектной работы могли бы смещаться в зону внеурочной деятельности, в то время как навыки, приобретаемые в ходе такой работы, пригодились бы и по возвращении к проектам по различным предметным дисциплинам. Так, например, детский дом N3 г. Шахты Ростовской области, воспитанники которого заинтересовались созданием PowerPoint презентаций по различным направлениям жизни детского дома, стал инициатором конкурса презентаций для своих воспитанников. Их инициатива была своевременно поддержана педагогами первого Самарского и Сызранского детских домов. Результатом чего явилось большое число презентаций, созданных воспитанниками по проблемам самоуправления в детском доме, о развитии музейных центров, о краеведении и т.д. Такие проекты органично связывают урочную деятельность воспитанников с внеурочной, мотивируя их одновременно и к той, и к другой. Что же касается дистанционной поддержки проектной работы, то в нее можно вовлекать не только специалистов по информационным технологиям и их связи с традиционными педагогическими. В союзе с такими специалистами могут плодотворно работать сотрудники музеев, библиотек, филармоний, выставочных центров, учреждений дополнительного образования, центров детского досуга и т.д. У каждого из них может быть своя домашняя страница – как на сайте консультационного центра. Так и помимо, а также оригинальный форум.
Усилия как образовательного учреждения, так и отдельных его представителей могут оказаться велики. Но всегда ли учащиеся ответят на них благодарным вниманием? Как побудить детей внимать слову учителя? Какую роль могут и призваны сыграть здесь информационные технологии?
Вопрос мотивации к учению в настоящее время следует отнести к наиболее актуальных, и тому есть немало причин. В первую очередь, существенные изменения социально-политического характера побуждают к качественному пересмотру системы образования, сложившейся в нашей стране. Необходимость быстрого, и в то же время – гибкого реагирования на изменения в моральных установках современного общества, круга потенциальных ожиданий от растущего гражданина, восходящих к социальному заказу, потребностях на рынке труда, диктует и новое отношение к образовательной практике. Вмстает вопрос – как мотивировать к обучению, например, воспитанников российских интернатных учреждений? Приходя в стены детских домов, школ-интернатов и приютов, как правило, из неблагополучных семей, такие учащиеся имеют достаточно низкую мотивацию к учению. Некоторые из них на примере социально несостоявшихся родителей на протяжении многих лет приходили к убеждению в том, что образование само по себе не является гарантом надлежащего социального положения. В то же время, если родители напрямую относились к числу элементов асоциальных, и имели вместо заслуженного положения в обществе сомнительный "авторитет" в растущей асоциальной прослойке, мотивация к обучению у таких детей может отсутствовать целиком и полностью. На примере родительского поведения воспитанник интерната апеллирует к общественной "успешности" без получения кого бы то ни было образования. А низкий уровень заработной платы, материальной удовлетворенности результатами труда и социальных возможностей воспитателей и учителей становится в данной ситуации дополнительным фактором отрицательной мотивации к процессу обучения.
Каковы же пути возникновения и повышения мотивации к учению воспитанников интернатных учреждений России сегодня? Мы полагаем, что организация информационно-образовательной среды интернатного учреждения может стать существенным мотивационным фактором для участия воспитанников в образовательном процессе. В этом убеждает работа, ведомая нами в экспериментальном русле вот уже второй год в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот. Возникновение мотива при включенности воспитанников в образовательную среду происходит как непосредственно, так и опосредованно, в том числе - и двусторонне одновременно. Непосредственная мотивация возникает путем интересной, увлекательной и занимательной организации образовательного процесса. Доминирующими факторами при этом могут выступать как подбор интересного материала для изучения, так и акцентирование деятельностного подхода в обучении. Мера вовлеченности ученика школы-интерната также играет определяющую роль в увеличении мотивации к учению. Это не в последнюю очередь объясняется характером психологического статуса ребенка – социального сироты. Любая форма позитивного внимания к нему встречается с проявлением готовности к позитивному взаимодействию – с учителем, объясняющим урок, воспитателем, проверяющим домашнюю работу, педагогом дополнительного образования, помогающим овладеть занимательным учебным материалом, не вписывающимся по тем или иным причинам в общеобразовательные программы. Опосредованное же влияние организации образовательной среды на мотивацию в среде воспитанников проистекает как из уровня технической оснащенности образовательного процесса, так и его технологичности, что определяется крепостью союза информационных и педагогических технологий в организации образовательного процесса. Воспитанникам может быть и не интересен сам по себе учебный материал отдельно взятой учебной дисциплины. Они еще плохо представляют (или не представляют совсем), в каком направлении их развития могут пригодиться преподносимые сейчас знания. Мотив к обучению в таком случае отсутствует полностью. Однако же, удачная форма преподнесения материала (использование медиа-проектора, мультимедийных энциклопедий, апелляция к интернет-сайтам как источникам дополнительной или же основной учебной информации) может помочь учащимся найти свое место в процессе обучения через взаимодействие с техническим оснащением урока. Это лишь некоторые вариации из огромного числа возможных при качественном построении информационно-образовательной среды. При этом следует углубить понимание истоков возникающей ситуации в области мотивации к учению. В числе немаловажных причин складывающегося положения следует выделить:
- недостаточный учет реальных образовательных потребностей учащихся сиротских образовательных учреждений со стороны их педагогических коллективов;
- неумение педагогов в достаточной мере мотивировать учащихся с девиантным поведением к учебной деятельности;
- недостаточная способность работников образования и социальной сферы своевременно выявить недостатки в формировании ценностнной ориентации учащегося и найти верный путь их корректировки.
Главным же образом – не сформирована достаточным образом или же не сформирована вообще информационно-образовательная среда, в рамках которой могли бы быть ликвидированы как выше указанные, так и многие другие недостатки образовательного процесса.
Нам представляется, что формы и методы работы с воспитанниками сиротских учреждений могут быть существенно видоизменены и получить более четкую направленность на объект в условиях функционирования информационно-образовательной среды образовательного учреждения для детей-сирот. Мы полагаем, что в качестве ядра информационно-образовательной среды способен выступать медиацентр, будучи существенно более многофункциональным, нежели подобное подразделение любого другого образовательного учреждения. Медиацентр как крайне необходимое в условиях современного образовательного процесса подразделение образовательного учреждения может стать определяющим фактором реорганизации образовательного процесса и содействовать достижению надлежащего уровня социализации детей-сирот и их и общего образования. Основными направлениями функционирования информационно-образовательной среды с медиацентром как системообразующим звеном, следует признать:
- учебный процесс;
- воспитательный процесс;
- научно-методическую работу;
- управление учреждением;
- поддержание связей с вышестоящими организациями и учреждениями;
- связь с социумом (некоммерческий сектор, попечительский совет, общественные организации и т.д.).
Особое место в работе медиацентра занимает совместная работа учащихся и педагогов по профессиональной ориентации учащихся как органичной составляющей всего образовательного процесса сиротского учреждения.
В совокупности составляющих информационно-образовательной среды интернатного учреждения выделяются образовательные ресурсы, программно-аппаратные телекоммуникационные средства, техническая и информационная поддержка функционирования среды, осуществляемая персоналом медиацентра по соответствующим методическим алгоритмам. В выигрышном положении оказываются медиацентры тех учреждений, которые объединяют усилия по поддержанию информационно-образовательной среды с родственными учреждениями. Благодаря таким опытам среда получает не только интегративное качество, но и существенно расширяет возможности своего развития. За пределами их внимания педагогической науки находится ряд фундаментальных методических проблем развития информационно-образовательной среды интернатного учреждения. В числе важнейших выделяются:
- организационно-педагогические подходы к выстраиванию систематизированной информационно-образовательной среды интернатного учреждения;
- выявление наиболее перспективных направлений ее развития;
- определение пропорции между совокупностью входящего и исходящего информационных потоков учреждения и возможностями информационно-образовательной среды по их обеспечению;
- нахождение соответствия между потребностями образовательного процесса учреждения и его информационно-образовательной среды;
- определение уровня специфичности организации информационно-образовательной среды в интернатном учреждении;
- изучение влияния информационно-образовательной среды на качество и характер образовательного процесса в интернатном учреждении;
- построение критериальной системы оценки готовности интернатного учреждения к практическому использованию информационно-образовательной среды.
Необходимо отметить, что предлагаемая учащимся, педагогам и работникам управления образования информационно-образовательная среда в лице сети Интернет, оптимума медиаресурсов и неэлектронных средств обучения весьма далека от прямого дублирования реальной социальной среды, а является лишь особым культурным образованием, отражающим последнюю. Такое убеждение высказывает, например, Р.Харре, говоря о коммуникативных возможностях мировой компьютерной сети. Поэтому работа учащихся и их наставников с качественно новой системой образовательных средств может рассматриваться как вектор, по которому впоследствии выстраиваются и модели поведения, и образовательные потребности, и многообразные социально-культурные представления. Вторичный характер программного и технического обеспечения работы медиацентра подчеркивает и Рейнгольд, постулируя примат человеческих потребностей при использовании опосредованной компьютером коммуникации. Соответственно, руководящим началом участников работы медиацентра должен выступать синтез социально-культурных, образовательных потребностей, а система предлагаемых медиацентром постоянно развиваемых средств обязана работать на удовлетворение столь широкого спектра потребностей. Определяющая роль педагога, руководителя педагогического процесса в организации сетевой работы учащихся должна сказаться на повышении их пользовательской культуры. Словно в подтверждение этого, Дж.Донат высказывает убеждение относительно того, что качества пользователей играют основную роль в обмене информацией по сети. Наряду с этим педагогические работники облекаются повышенной ответственностью за происходящее в Интернете с участием их учащихся и воспитанников, потому как Интернет-культура, - по словам К.Янга, - явление реальное, ведь ей, "как любому сообществу, присущи свой набор ценностей, стандартов, языка, символов, к которым приспосабливаются отдельные пользователи". Следует признать, что исследования вышеназванных авторов создают для предстоящей нам работы широкое поле исследовательской деятельности в теоретическом аспекте, нацеливают на развернутую опытно-экспериментальную работу по теме исследования и служат прочным фундаментом для новых теоретических построений. Вместе с тем, существующие исследования не предпринимались в рамках единой теоретической модели развития информационно-образовательной среды в нашем обществе и затрагивали лишь ее отдельные важные компоненты в общем среднем образовании.
В виду сложившейся практики, работа образовательных учреждений для детей-сирот всегда характеризовалась достаточной закрытостью. За редким исключением, сиротские школы-интернаты, детские дома-школы и подобные учреждения иных типов еще не включались в сетевую проектную деятельность, не заявляли широко о творческих достижениях своих воспитанников и педагогов в электронных изданиях педагогической тематики. Этому, очевидно, способствовала относительно узкая специфика работы сиротских учреждений, далеко не во всех аспектах находившая преемственность с методическими установками и практическими изысканиями традиционных образовательных учреждений. А во внесетевой деятельности, особенно в небольших городах, сиротское образовательное учреждение тем более не находило отклика на свои инновации в образовательном процессе, потому как почти никто не видел возможным предпринять трансляцию опыта работы учреждения в окружающую образовательную среду. И обратно: налицо была ограниченная применимость методических установок городских, районных и других методических служб в работе конкретно учреждения образования для детей-сирот. Последнее десятилетие стало временем внесения существенных изменений в положение сиротских образовательных учреждений. С одной стороны, в их стенах начала оказываться год от года все большая процентная доля социальных сирот, еще недавно имевших вполне стабильный социальный статус. С естественно вытекающими отсюда образовательными потребностями учащихся, уровнем предметной обученности, обретения детьми устойчивых социально-культурных представлений и т.д. С другой стороны, в традиционных образовательных учреждениях стала расти процентная составляющая социально незащищенных детей несиротского статуса. Стала нарастать тенденция смыкания методов, технологий образования в условно закрытых и открытых образовательных учреждениях. Общим или близким по звучанию у социально незащищенных детей в обычных школах и детей – социальных сирот в соответствующих учреждениях образования стали и уровень социальной адаптации, и представлений учащихся о возможностях профессиональной подготовки, и уже приведенные здесь характеристики, и те, которые еще предстоит подвергнуть скрупулезному анализу. Из этого стала проистекать общность методических подходов, программно-методического обеспечения работы учреждений, а также формирования воспитательных систем. Складывающаяся ситуация в развитии образовательного процесса закрытых и открытых образовательных учреждений побуждает нас к обобщению опыта использования новых педагогических и информационных технологий при формировании устойчивых социально-культурных представлений и ранней профессиональной ориентации как у детей-сирот в закрытых образовательных учреждениях, так и у групп детей других социальных статусов, которых можно так или иначе отнести к числу социально незащищенных. В наши дни содержание образования характеризуется динамичным обновлением всех его ипостасей, и развитие информационных технологий вносит в этот процесс неоспоримый вклад.
Информационно-образовательная среда интернатного учреждения имеет существенные отличительные черты в сопоставлении с модификациями информационно-образовательных сред для других типов учреждений. Создание качественно новой модели информационно-образовательной среды позволит учесть социально-образовательные потребности воспитанников интернатных учреждений и пути их удовлетворения силами педагогического коллектива.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как правило, существенно отличаются от детей – представителей других социальных слоев:
- Имеют пониженный уровень образования;
- Отягощены последствиями психических травм;
- В виду ненадлежащих условий проживания, питания и обращения с ними со стороны родителей физически ослаблены;
- Располагают скудными знаниями о возможностях применения своих сил на пользу общества.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, необходима социально-культурная адаптация. Укрепление коммуникативных навыков позволит детям-сиротам приобрести достойную социальную ориентацию, войти в необходимый социальный слой и удовлетворить свои образовательные потребности.
Повышение уровня их образования повлечет за собой расширение сферы применения их сил в обществе, надлежащей профессиональной ориентации.
Если в образовательный процесс учащихся интернатных учреждений вводятся Интернет-технологии как педагогические (проектная, исследовательская, творческая, игровая деятельность на основе использования ресурсов Интернет), то процесс адаптации в социально-культурной среде проходит эффективней:
• У воспитанника увеличивается мотивация к получению образования (ребенок видит на примере успешно реализовавшихся старших товарищей, насколько неизмеримо большие возможности открываются в мире перед человеком образованным)
• Повышается самооценка (за счет того, что он представляет результаты своих творческих работ другим детям в Интернете)
• Растет уровень образования (доступность дистанционного обучения и т.п.)
• Увеличивается возможность профессионального выбора (доступность информации)
• Коммуникативные навыки (общение в Сети в рамках чатов, форумов, проектов).
Определяя, насколько велика в построении информационно-образовательной среды роль Интернет-технологий, мы исходили из следующих предположений:
- Широкое применение Интернет-технологий в образовательных учреждениях для детей-сирот позволит создать многофункциональное информационно-образовательное пространство, способствующее их надлежащей социально-культурной ориентации.
- Развитие социально-образовательной Интернет-среды станет фундаментом для ускоренного внедрения учебно-методических инноваций, способствующих скорейшей социальной адаптации детей-сирот.
- Использование информационных технологий сделает возможным смещение акцентов в системе образования в сторону его социальной составляющей, в результате чего речь будет идти уже не о постинтернатной адаптации детей-сирот как таковой, а о целостном пересмотре образовательных ценностей в самом обществе, способном многоаспектно учитывать образовательные интересы всех групп социально незащищенных детей.
- Необходима выработка механизмов скоординированного развития информационно-образовательной среды для детей-сирот, дабы дублирование образовательных материалов, несоответствующее их структурирование и недостаточная доступность в силу тех или иных причин не повлекли за собой отсутствие образовательного интереса как со стороны самих детей, так и со стороны работающих с ними педагогов и администраторов сиротских учреждений;
- Должны быть созданы действенные предпосылки в системе отечественного образования для получения надлежащей квалификации в области использования информационных технологий педагогами, работающими с детьми сиротами и с другими группами социально незащищенных детей.
В свете выше сказанного мы можем прийти к выводу, что вопрос мотивации воспитанников интернатных учреждений к обучению проистекает из широкой совокупности положений, каждому из которых еще предстоит найти надлежащее освещение. Мотивация к учению детей-сирот и других групп социально незащищенных детей не может рассматриваться в отрыве других проблемных вопросов, ставящихся в педагогической науке сего дня. И тем не менее, уже в данный момент можно небезосновательно утверждать – современное техническое оснащение образовательного процесса, помноженное на педагогический авторитет работников интернатных учреждений, надлежащим образом способствует повышению мотивации к учению у воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Категория: Педагогическая копилка | Добавил: bala (2007-10-19)
Просмотров: 1539 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Балапаным - Интернет-портал "Детство-kz" © 2024
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Фотоальбом

    Детские праздники

    Бесплатный хостинг uCoz