В.н.с. ИСМО РАО, научный руководитель экспериментальной работы с сиротскими учреждениями ИСМО РАО, к.филол.н. Латышев О.Ю. Широко известно, что государство обязано инвестировать процесс жизнеустройства выпускников интернатных учреждений, и контролировать, насколько успешно это происходит. Однако в данном процессе большинство выпускников интернатов и детских домов не получают возможности пройти качественную социальную адаптацию, попадают в руки криминальных сообществ или погибают по тем или иным причинам уже вскоре после выхода из интернатных стен. Разумеется, общество не может смириться с подобным положением дел, и некоммерческие организации говорят здесь своё веское слово. Изучение общественного мнения показывает, что практически половина опрошенных считает виновными в складывающемся положении самих выпускников интернатных учреждений, иждивенческий характер воспитания которых приводит к неэффективности капиталовложений в их жизнеустройство. В то же время, наиболее осведомлённая часть общества имеет достаточно полное представление о той многогранной работе по адаптации будущих выпускников, которая ведётся педагогическими коллективами интернатных учреждений. При этом делается вывод, что отсутствует преемственность усилий интерната по данному вопросу с органами исполнительной власти – как на местах, так и по вертикали. И мы считаем возможным присоединиться к данной точке зрения. Для того чтобы положение дел качественно изменить, нам представляется возможным сделать следующее: - усилить контроль над реализацией инвестиционной политики органами государственной власти со стороны общественных организаций – на тех уровнях и по тем направлениях, где это представляется возможным; - внутри общественных организаций проанализировать, какие возможности контроля над ходом государственного инвестирования со стороны общественности ещё не использованы, и предложить, как эти возможности следует реализовать; - учитывая, что значительную часть обеспечения многих интернатных учреждений в настоящий момент составляют средства внебюджетного финансирования, а также полученные конкретно путём фандрайзинга, изыскать возможность отследить, по каким статьям органы государственной власти не додают финансирования, отчитываясь перед вышестоящими инстанциями средствами фандрайзеров; - увеличить социальное инвестирование процесса адаптации будущих выпускников силами интернатных коллективов, поскольку в рамках интернатных учреждений проще отследить, что может повысить эффективность, адресность оказываемой выпускникам общественной помощи; - от лица общественных организаций, в сферу интересов которых входит успешное жизнеустройство выпускников интернатных учреждений, заключать договоры с предприятиями и организациями, принимающими на работу выпускников интернатов и детских домов; - стимулировать организации и предприятия, принимающие на работу выпускников, к целенаправленной социально-адаптационной деятельности в отношении интернатных выпускников. Каковы предполагаемые формы стимулирования данного процесса со стороны общественных организаций? В числе наиболее эффективных из них нам видятся: - В зависимости от сферы и уровня влияния конкретной общественной организации, лоббирование принятия органами муниципальной, региональной или федеральной законодательной власти закона о льготном налогообложении организаций и предприятий, успешно адаптирующих выпускников интернатных учреждений в своём микросоциуме; - В случае если сфера влияния общественной организации на ход законотворчества недостаточно велика, её представителям следует найти ту организацию, которая имеет опыт успешного лоббирования интересов наиболее уязвимых социальных групп, а также связанных с этим законов и вразумительных, алгоритмосодержащих подзаконных актов: - Содействие со стороны общественных организаций в проведении котировок продукции, тендеров, преимущественных прав широкой поставки продукции, расширения сферы продажи услуг тем организациям и предприятиям, которые приобрели стабильный опыт успешного жизнеустройства выпускников интернатов силами трудовых коллективов; - Организация и проведение курсов повышения квалификации по вопросам содействия жизнеустройству выпускников интернатов силами коллектива предприятия или организации для работающих на них психологов, воспитателей, комендантов общежитий и т.д.; - Субсидирование общественной организацией процесса повышения квалификации сотрудников предприятий, ответственных за успешное жизнеустройство новых работников, в случае, если данная организация не имеет компетенции для проведения таких курсов, но знает, кто может провести их качественно и в установленный срок; - Привлечение волонтёров на должность психологов, воспитателей общежитий для выпускников, или оплата их труда из средств, собранных общественной организацией, в случае, если само предприятие или принимающая выпускников организация не имеет таких должностей в своём штатном расписании, и не может ввести их своими силами. Нм представляется, что эти и другие подобные меры могут существенно усилить роль общественных организаций в успешной адаптации выпускников в микросоциуме трудового коллектива. При этом социальные инвестиции не будут безадресно расходоваться и размываться под банальными изъезженными лозунгами о помощи выпускникам детских домов. Эти инвестиции будут проходить через призму самих общественных организаций, которые способны полноценно отчитываться перед общественностью о характере и качестве проделанной им работы. Что же касается контакта обще стенных организаций с самими интернатными учреждениями, то фандрайзерская деятельность фонда местного сообщества, например, может быть соотнесена с деятельностью попечительского совета детского дома или интерната, и обрести общее русло. Фонды местных сообществ могут оказывать помощь интернатным учреждениям как в организации попечительских советов, так и в развитии их деятельности, что позволит придать предпринимаемым усилиям встречныйф характер, а плодам совместной деятельности – условия сохранности, и роста дерева, которое произвело их на свет. |