Четверг, 2024-05-02, 7:44 AM
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Дайджест прессы. Казахстан. [114]
Дайджест прессы. Россия. [25]
Дайжест прессы Планета [2]
Конкурс юных сказочников [20]
Детские сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников.
Педагогическая копилка [154]
Интересные материалы из педагогической прессы, разработки уроков, опыт воспитательной работы, методика работы с трудными детьми и многое другое.
Из дальних странствий возвратясь... [1]
Поездка за опытом
Страничка Гульмиры Султанбаевой [6]
ОТЧЕТ Национального Консультанта Гульмиры Султанбаевой по проведению консультаций с ключевыми партнерами и разработке рекомендаций для работы с целью искоренения детского труда в хлопководстве в Южно-Казахстанской области на примере села «Когалы» в Махтааральском районе
Облако тегов
Наш опрос
Нужны ли детские дома?
Всего ответов: 749
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU
 
 Дайджест прессы
Главная » Статьи » Педагогическая копилка

Университетский комплекс как средство оптимизации образовательного процесса в
The university’s complex as a way of optimization in the orphanage’s educational process
Latyshev Oleg Ju., leader scientific worker of Russian academy of education. Ph.D., 246-22-00, 8-916-982-85-55, papa888@list.ru , papa888@newmail.ru , papa888.narod.ru
One of the most important ways of increasing orphans education is university’s complex. Also social adaptation of those children can be more successful in this consequences.

Латышев Олег Юрьевич, в.н.с. РАО, к.филол.н., 246-22-00, 8-916-982-85-55, papa888@list.ru , papa888@newmail.ru , papa888.narod.ru
Нам представляется, что университетский комплекс – это путь к наиболее устойчивым формам самоопределения детей-сирот. Их внедрение в жизнь интернатных учреждений позволит существенно повысить уровень образования детей-сирот и достичь новых высот в плане их социальной адаптации.
Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот трудно отнести к числу ведущих типов образовательных учреждений, в связи с которыми университетские комплексы принято развивать. И тем более отрадно, когда взаимная заинтересованность вузов и детских домов в результатах совместной деятельности развивается день ото дня. Судя по первоначальным целевым установкам появления на свет университетского комплекса как такового, одним из важнейших мотивов его создания является необходимость существенно снизить государственные затраты на обучение молодых людей в вузах. Действительно, падающий процент выпускников университетов и институтов, идущих работать по полученной специальности, побуждает применять соответствующие меры. К этому не в последнюю очередь присовокупляется потребность регионов России вернуть выпускников центральных вузов на их «малую родину», сделать их труд полезным родному городу или селу. А в решении поставленных задач сиротское образовательное учреждение может составить особое подспорье практически любому российскому региону. Во всяком случае, одной из немаловажных задач деятельности детского дома и интерната является жизнеустройство выпускников в той местности, где они родились и выросли. И это становится одной из позиций, в которых интересы сиротского учреждения и вуза совпадают. С другой стороны, существует обоюдная заинтересованность учреждений в том, чтобы выпускник детского дома, ставший студентом, получил образование надлежащего качества. Всегда ли это удается с детдомовскими детьми? Увы, нет! Конечно, хорошо, что при поступлении в вуз у детей-сирот есть льготы. И даже если уровень знаний, полученных ими в школе, намного ниже требуемого при поступлении, шанс стать студентом у выпускника детского дома все равно достаточно велик. Совершенно замечательно, если под мудрым руководством преподавателей вуза, мобилизовав все свои интеллектуальные, духовные и прочие силы, он сможет наверстать упущенное, а то и выйти на передовые позиции в сравнении со студентами иных социальных статусов. А если этого не произойдет? В таком случае, только намного отодвинется момент расплаты на недоработки учителей в школе, которые, в свою очередь, были не в состоянии ликвидировать колоссальную педагогическую запущенность у воспитанника детского дома. К слову, далеко не все выпускники детских домов стремятся идти в вузы, еще меньшая часть пробует туда поступать. Но казусы бывают часто. И избежать их, ввести в практику работы детских домов своеобразную профилактику в образовательном плане поможет участие сиротских учреждений в организации университетских комплексов. Обеспечение адаптации образовательных учреждений и выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда признано одной из главных задач построения университетских комплексов. Действительно, при наличии полной и надлежащей нормативной базы в области образования, коллективы сиротских учреждений зачастую видят только одну сторону образовательного процесса, а именно – обращенную к возможностям самого учреждения. В чем это проявляется? Сложившиеся в коллективе детского дома позитивные традиции сами по себе очень важны, прививают ребенку лучшие качества и черты характера. Но реальная действительность за пределами детского дома выставляет перед выпускником намного иные требования. Это продиктовано, прежде всего, тем, что уровень современной культуры нашего общества зачастую ниже, чем предлагаемый для достижения воспитанниками в стенах детского дома. Будучи закрытыми учреждениями, детские дома берегут то лучшее, что было создано предыдущими поколениями, давая впитывать высокий дух моральных ценностей своим воспитанникам. Выставление же внешним миром совершенно иных планок приводит к жесткому диссонансу в сознании ребенка, и тем более, когда он покидает стены детского дома навсегда. Опять-таки, сделать мировосприятие воспитанника детского дома более адекватным происходящему в обществе, ориентировать его сознание на современные культурные ценности способен университетский комплекс. В отсутствие такого комплекса выпускник рано или поздно начнет понимать, что внушавшиеся ему годами нормы и ценности во многом не реализуемы в современном обществе, но времени на постижение новой этики взаимоотношений, моральных норм начала 21 века у него, скорее всего, уже не будет. В виду выработанного у него уровня социокультурных представлений перед сиротой вряд ли в одночасье откроются высшие слои общества. В то же время, участвуя в работе университетских комплексов, воспитанники детских домов получат возможность общения с выдающимися представителями нашего общества, что гарантируется еще одним замечательным постулатом создания таких комплексов. А именно, «вовлечения в инновационный процесс профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов и специалистов». Видится вполне уместным говорить об организации своеобразного шефства со стороны студентов старших курсов над студентами-первокурсниками, пришедшими в вуз из сиротского учреждения. В свою очередь, выпускники детских домов, ставшие первокурсниками, могли бы участвовать в подготовительной работе со своими недавними сверстниками по детскому дому, помогая им готовиться к поступлению в вуз. На присущем тем и другим языке могут быть более легко преподнесены и адекватно восприняты возможные «подводные камни» и «мины замедленного действия», наиболее часто встречающиеся на пути детдомовцев, поступающих в вузы. На что при предвузовской подготовке следует обратить наибольшее внимание, а на что, наоборот, совсем не следует отвлекаться. Конечно же, ни в коем случае нельзя полагаться исключительно на возможности контакта сверстников – студентов и абитуриентов. При всей значимости этого процесса общения, основную, «подводную часть айсберга» образовательной деятельности составляют согласованные усилия детского дома, школы, где обучаются его воспитанники и, конечно же, вуза, выступающего в качестве инициатора создания университетского комплекса.
На каких юридических моделях может базироваться сотрудничество детского дома и вуза в данном направлении? Традиционно рассматривается три таких модели. Согласно первой из них, детский дом или школа-интернат для детей-сирот выступает в качестве подразделения, входящего в состав университета (университетского комплекса) как единого юридического лица. Либо, имея попечительский совет с участием руководства университета, детский дом может рассматриваться в качестве организации, учредителем (соучредителем) которой является университет (университетский комплекс). И, наконец, если такие модели непродуктивны в виду каких-либо причин, существует третья модель взаимодействия, практикуемая, в частности, при организации совместной работы научно-исследовательской лаборатории «Школьная медиатека» ИСМО РАО с детскими домами и школами-интернатами как со своими экспериментальными площадками. В этом случае детский дом или интернат воспринимается как организация (учреждение), с которой университет (университетский комплекс) взаимодействует на основе долгосрочных двусторонних и многосторонних договоров. В качестве третьей стороны при оформлении договоров может выступать Министерство науки и образования Российской Федерации, если интернатное учреждение имеет федеральное подчинение, областное или краевое Министерство науки и образования при региональном подчинении детского дома, или муниципальное образование «Управление образование» при муниципальном уровне подчинения соответственно.
Объективная польза участия воспитанников детских домов в работе университетских комплексов заключается, как мы уже говорили, в существенном повышении качества их образования. Как специалисты, будучи выпускниками университетских комплексов, они могут быть более высоко востребованы на рынке труда, даже если рынок этот достаточно скуден в отношении спроса. Еще до становления детей-сирот абитуриентами намечается акцентирование на их исследовательской работе в рамках школьной программы. Пытливость ума, привычка к организованной работе в исследовательском коллективе, внутренняя самодисциплина и другие рядоположенные и нерядоположенные результаты могут характеризовать организацию такой работы среди воспитанников детских домов. Помимо этого, достоянием таких детей гораздо быстрее обычного (при прочих равных обстоятельствах) могут становиться передовые достижения отечественной и зарубежной науки. Традиция включения новых знаний в образовательные программы хорошо известна. Сначала идет «выверка ватерпасом» на соответствие новых научных данных «золотому правилу методики», дабы в учебники не попали никакие непроверенные научные данные. Только после этого передовые научные материалы могут претендовать на адаптацию методистами для включения в учебники, учебные и методические пособия. И все бы хорошо, если бы это происходило в условиях взаимодействия ученых и методистов, способных непосредственно принести эти знания в школу. Но обычно таким отбором и адаптацией (а на практике – часто дезадаптацией будущего учебного материала) занимаются чиновники Министерства науки и образования, которым практически в равной мере трудно понять и ученых, и учителей, и самих учащихся. Ведь многие министерские работники в последний раз видели живых детей как раз тогда, когда сами были детьми (!). Однако читатель вправе задать и такой вопрос: а не усугубит ли появление университетских комплексов ситуацию введением дополнительного звена в эту цепочку «испорченного телефона»? Полагаем, что нет. Наоборот, преемственность научного и педагогического знаний в университетском комплексе как системе непрерывного образования, где «на входе» и «на выходе» нового знания в аудиторию стоят одни и те же профессора, доценты и методисты различных уровней и профилей, позволит доносить до сознания учащихся новейшие знания в целости и сохранности. Внедренчество, или общепринятая «инноватика» на основе информационных технологий позволит сделать этот процесс быстрым, четким, не вводя в него искусственно никаких лишних передаточных звеньев.
В заключение необходимо сказать, что детским домам при вхождении в состав университетских комплексов симпатично и еще одно немаловажное обстоятельство. Если детскому дому свойственна идеология непрерывного образования, то при условии работы в таком комплексе образовательная модель принимает законченный вид. Ребенок, поступивший в ясельное отделение детского дома и не усыновленный в раннем возрасте, переходит сначала в детский сад, а затем и в начальную школу без дополнительных психических травм, причиной которых для детей с ослабленной и уже травмированной психикой является смена коллектива, в котором он находился несколько лет. Ситуация травмирования свойственна большинству сиротских учреждений, потому как в большинстве городов дом малютки (дом ребенка), дошкольный и школьный детские дома являются различными учреждениями. Они подведомственны различным министерствам и руководствуются в своей работе различными нормативными установками. В таких условиях требования педагогических коллективов отличаются не только возрастным уровнем воспитуемых, но и многими посторонними составляющими, к которым ребенку трудно привыкнуть в одночасье при переходе из учреждения в учреждение. Что же говорить о переходе из школы в вуз, если помимо существенной психологической нагрузки присовокупляется еще и серьезная интеллектуальная? В условиях внедрения университетского комплекса модель непрерывного образования становится фантастически отлаженной, единой, преемственной во всех звеньях функционирования. Действительно, «из яслей – и на работу», не выходя практически из одних стен, руководствуясь в своем развитии одними и теми же главными требованиями. Разумеется, в процессе создания университетских комплексов предстоит провести согласование нормативной базы деятельности «стыкуемых» учреждений, сделать преемственными традиции конкретных сиротских учреждений. И все же велика надежда на то, что эти реки не потеряются в песках бюрократических хитросплетений.
Литература
• В.П.Ковалевский, И.Д.Белоновская. Интегрально-целевой метод управления деятельностью регионального университетского комплекса // Университетское управление. 2004. № 3(31). С. 13-17. [Статья]
• К.Г.Барбакова. Гимназия-вуз в единой системе образования: из опыта функционирования // Социологические исследования. Июль 2002. № 7. С. 104-107. [Статья]
• Г.Е.Бесстремянная, М.Д.Красильникова, Л.Н.Овчарова, В.А.Чернец, А.Е.Чирикова, Л.С.Шилова. Российское здравоохранение: оплата за наличный расчет [Книга]
• А.Ю.Архипов. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов в условиях глобализации // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 3. С. 83-88. [Статья]
• Социальное развитие регионов России в переходный период
• В.Н.Лаженцев. Энергетические и минерально-сырьевые ресурсы европейского севера России как объект комплексных региональных исследований // Экономическая наука современной России. 2002. Экспресс-выпуск №1. С. 57-62. [Статья]
• П.А.Минакир. Региональные социально-экономические исследования: теория и практика // Экономическая наука современной России. 2002. Экспресс-выпуск №1. С. 48-56. [Статья]
• В.Н.Васильев, А.В.Воронин Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования
Университетское управление. 2001. № 3(18).

Категория: Педагогическая копилка | Добавил: bala (2007-10-19)
Просмотров: 1212 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Балапаным - Интернет-портал "Детство-kz" © 2024
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Фотоальбом

    Детские праздники

    Бесплатный хостинг uCoz