Детская мечта не имеет границ. Безграничная детская мечта то, как летчик летает в облаках то, как врач ищет способы лечения и как учитель покачивает колыбель нравственности. Самый крайний аул южного региона это дети аула Когалы, как и дети других стран думают, о будущем и мечтают одинаково. Однако у этого региона есть и свои особенности. С момента раннего детства ребенок понимает, что хлопководства в Мырзашульских краях – это единственный источник существования. Они с того раннего детства чувствуют, что должны работать на хлопковых полях. Конечно, детям никто не навязывает эту тяжелую работу. Но есть свои причины детского труда. В период Советского Союза Южный регион Республики являлся краем, производимым миллионные тонны «белого золота» для социалистического отечества. С первого класса, почти с 7 лет вместо 4 уроков по 45 минут учителя ускоренно проводили один урок. Затем учителя сопровождали на хлопковую плантацию школьников начального класса. Семилетние дети, сколько могли собирать хлопка? Всего 5-10 килограммов хлопка собранных вечером сдавали и собирались домой. Эта была наихудшая форма детского труда в социалистическом обществе. Где не было собственности на землю и сельское хозяйства. Впрочем, дети вносили свои вклад в общее дело, таким образом, работая на «хлопковых полях». Детский труд в рыночных условиях так же остался детским трудом. Но характер этого труда теперь стал другим. Есть и свое место детского труда в семейном фермерском бизнесе основанного в собственности. Самое главное – прибыль является общим семейным. Нехватка средств и рабочих рук чтобы нанять дополнительную рабочую силу являются преградой развитию малого бизнеса. Кроме того, одним из самых важных факторов заставляющих работать детей с малых лет, является высокая процентная ставка фьючерских кредитов, выдаваемая хлопковыми заводами. В Мырзашульских краях, расположенных в районах Махтаарал, Джетысай и Асыката, крестьянское хозяйство в виде хлопководство явлеятся единственным источником доходов и единственном ремеслом, обеспечивающие рабочие места. Кроме бюджетных рабочих мест в местных акиматах, школах, больницах нет альтернативной работы. Трудоспособная потенциальная группа населения – это родители с высшим и средним образованиям, им приходится заниматься только хлопководством. Хорошо было бы, если доход трудоспособной части населения от сезонной работы, начиная с марта месяца до конца ноября, наполнял семейный бюджет на весь год. Если не наполнятся семейный бюджет? Тогда приходится трудиться детям и старикам на сезонных работах в хлопковых полях, чтобы заработать и обеспечить на весь год всем необходимым. К сожалению, с каждым годом количество детей, трудящихся на хлопковых полях не уменьшается, а наоборот увеличивается. В среднем, не считая повседневные продукты питания, в каждой семье из четверых детей двое ходят в школу. Множества этих детей сами зарабатывают на свои учебники и одежду. Есть и свои причины в том, что имеют в семье по четверо детей. В этих регионах если в семье 4 ребенка, то они получают пособия в размере 4 тысяча тенге. Это социальное пособие официальный источник доходов почти, что во всех семьях, и так же, тех в которых старики получают пенсию. Является единственным доходом семьи. Одна из причин низкого уровня жизни аульских жителей осенью во время урожая хлопковые заводы принимают сырье по очень низким ценам. И здесь же достойно не оплачивается труд декхана, труд, который все лето, в поте лица трудятся. Последние три года цена приема за килограмм хлопка не превышает 35-50 тенге. И в жару и в засуху, ухаживают и выращивают техническую культуру хлопковод, вкладывает средства на гектар в среднем 30-40 тысяч тенге. А осенью с гектара хлопковой плантации приблизительно получают 100 000 тенге (2 тонна сырья). В основном декханы получают заем у завода с условием, чтобы вернуть осенью с процентами в виде сырья. А гиганты-заводы выставляют жесткие условия хлопководам. Эта – высокая процентная ставка кредита. Опросы проведенного среди школьников средней школы им.Ж.Сулейменова Махтааральского района село Когалы показывают эти проценты. Из 246 детей в возрасте между 8-18 лет с 6 лет 31,7%, с 8 лет 39,8%, с 10 лет,19,1%, с 12 лет 9,7% трудятся на хлопковых полях. То есть 6-8 лет являются основным возрастом тяжелого детского труда. В Конвенции Международной организации труда дается такое определение детского труда: любая работа, которая по своим условиям или обстоятельствам ее выполнения наносит вред здоровью, физическому, умственному или нравственному развитию ребенка, или препятствует получению образования. Казахстан является одним из стран мира ратифицировавших эту Конвенцию. Прополка хлопка, сбор червей проводимая летом не мешает учебному процессу, однако сбор хлопка совпадают на осень в период учебного процесса. Сбор урожая проводится с сентября до декабря месяца. Школьник с целью помощи родителям и пополнение семейного бюджета вместо учебы свое время тратят на хлопковых полях. В Мырзашульскую летную жару свыше 40 градусов температуры прополка хлопка, подборка лишних хлопковых корней является нелегким трудом не только для детей, но и для взрослых. Работая между рядами и делянками, среди марева миражей трудятся дети. В таких условиях, какое здоровье может быть у детей? В самую летную пору подбирать лишние хлопковые корни, поднимать кетмень и очистить ряды хлопка от сорняков, собирать из бутонов вредителей это тяжелый труд для детей. Опрошенные дети отметили, что самый тяжелый труд это подборка хлопковых корней -27,2%, прополка хлопка – 37,8%, сбор червей – 21,9%, сбор хлопка – 10,1% и из 22,7% респондентов считают, что все виды работы являются тяжелыми. По результатам опроса выявлено, что условия работы детей особо не радует. Можно посчитать такие негативные условия работы, как отсутствие питьевой воды и не доступность первой медицинской помощи, отсутствие места приема пищи и недоедание, поднятие тяжелого веса, длительная тяжелая работа и т.д. Однако показатели этих условий таковы. 55,6% опрошенных детей отметили, что отсутствует все условия, 4,4% – отметили недоступность первой медицинской помощи, 3% – отсутствует питьевой воды, 4% – отсутствует место приема пищи, 14,6% – недоедает, работа на хлопковых полях продолжительный и тяжелый труд – 10,9%. 51,6% респондентов мальчики, 48,4% - девочки. Девочки это будущие матери и тяжелые условия работы вредны и объяснят уже лишние. Во время уборки урожая в день дети собирают и поднимают тяжести с 50 до 100 кг. хлопка. Мешок хлопка, конечно, поднимает сами же дети. Длительность рабочего дня на хлопковых полях составляет: в день дети трудятся по 6 часов 32,5% - 8-13 лет; по 8 часов – 25,2% - 11-14 лет; в день по 10 часов - 42,2% - 9-18 лет. Дети объясняют причины работы с раннего возраста необходимостью на нужды, покупки учебников и одежды для школы. Они в основном свои доходы отдают родителям. Дети считают, что они помогают своим семьям. Показатели заработки детей одного рабочего дня такие: до 50 тг. – 20,7%; до 100 тг. – 15,4%; до 200 тг. – 43,08%; свыше 200 тг. – 20,3%. Это показывает доход детей урожайного сезона. А в прополке хлопка им оплачивают заработок в размере 1-3 тыс.тенге на гектар. Сбор из бутонов хлопка вредителей дети получают 5-10 тенге на каждого червя. На вопрос нравиться ли вам работа на хлопковых полях у детей разделилось мнением. 45,5% - дети отметили, что работа на хлопковых полях нравиться, 53,2% - наоборот детям работа на хлопке не нравиться, из них 1,2% - ответили, что безразлично отнеслись на этот вопрос. Почему дети работающие, на своих семейных хозяйствах нанимаются другим собственниками хозяйства? Сельские жители полностью не получили свои паевые доли земли, они не смогли вовремя узаконить собственные земли. До сих пор некоторые семьи из-за нехватки денежных средств не смогли узаконить свои права на землю. Выращивания хлопка это не только технический, но и ручной труд, требующий ежедневного ухода за хлопковыми плантациями. Дети рыночных отношений это плод рынка. Своими небольшими заработками они гордятся, что приносят пользу семейному бюджету. Тем самым помогают свом родителям. У мудрого народа есть такая поговорка: «Работы не ленись, сыть будешь, трудись». Но эта поговорка не должна относиться подрастающему поколению. То есть детям. Дети должны получать полное законченное образования, иметь возможность в дальнейшем стать настоящим гражданином своей страны. Все это не противоречит программы МОТ на 2005-2009 гг. поддержка Правительства в реализации прав всех детей на выживание, развитие, защиту и участие, и создание соответствующей благоприятной среды, которая обеспечила бы усиление ответственности за судьбы детей. Смена социально-экономической системы, реформирование систем государственной социальной защиты, социальное расслоение общества, ослабление государственное контроля в области трудовых отношений, наличие неформального сектора экономики, отставание социально-экономического развития села, трудовая миграция из соседних стран являются главным фактором использования детского труда на хлопковых плантациях. По данным международной организации труда в мире 250 млн детей работают от 5 до 14 лет, из них 120 млн детей работают полный рабочий день круглый год и 171 млн детей от 5 до 17 лет работают во вредных и опасных условиях. По данным 2000 года география детского труда в развивающиеся странах Азии -127 млн, Африки – 61 млн, Латинской Америки – 17 млн, страны с переходной экономикой в Центральной и Восточной Европе и СНГ – 2,4 млн, НФДТ в развитых странах – 2,5 млн. Почему существует спрос на детский труд? Детям можно платить меньше, детей можно запугать и заставить работать, за мизерную оплату дети не защищены профсоюзом и не могут отстаивать свои права. Об этом говорят сотрудники международной организации труда. Почему необходим детский труд? Международные эксперты считают, дети вынуждены обеспечить себя, помогать родителям, в ущерб образованию и система образования не на должном уровне. В Казахстане в рамках Программы по Искоренению Детского Труда (ИПЕК) Международной организации труда с 2005 года начался работа проекта «Усиление Потенциала Стран Центральной Азии в Борьбе с Наихудшими Формами Детского Труда» в четырех странах Центральной Азии: Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. ИПЕК осуществляет программы поддержки в 75 различных странах. В рамках программы проводятся исследования и работа по искоренению наихудших форм детского труда. Международное сообщество сегодня, основываясь на Конвенцию № 138 о минимальном возрасте для приема на работу Международной организации труда, принятой в 1973 году и Конвенцию № 182 о наихудших формах детского труда Международной организации труда, принятой в 1999 году усилению решения и предотвращения этого вопроса. 7-8 июля 2005 г. в Астане разработан, подписан и выполняется национальный совместный план работы по реализации Конвенции 182 по запрещению и принятию немедленных мер по искоренению НФДТ. В составе партнеров Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и науки, Министерство внутренних дел, Генеральная Прокуратура, Министерство культуры, информации и спорта, Министерство здравоохранения, Федерация профсоюзов, Конфедерация работодателей, Органы власти на местах и НПО. Какие пути решения проблем? В-первых, согласно по Конвенциям МОТ №138 "О минимальном возрасте для приема на работу» №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» в Южных регионах Казахстана дети должны работать на хлопковых плантациях с 14 лет. В целях оказания социальной помощи сельским жителям с низкой заработной оплатой изыскать средства. Особенно задействованных на вредных производствах по выращиванию хлопковых и табачных плантациях. Следующее предложение - осуществлять пилотный проект при поддержке международного профсоюза сельского хозяйства по микрокредитованию крестьянских хозяйств ограничениям и требованием не допускать детей для работы на хлопковых полях. Создать альтернативных рабочих мест для детей достигших 14 лет. Например, работа в огородах и садах, открытия мастерских и клубов в школах; Организовать и проводить разные конкурсы и олимпиады для детей в рамках специальных государственных программах при поддержке международных фондов, благотворительных инвестиционных фондов с целью интеллектуального развития школьников и выявлению самых талантливых и одаренных детей в аулах, именно южных регионах республики. Только тогда мы дадим возможность любому ребенку полностью раскрыть свои потенциал. |