ОТЧЕТ Национального Консультанта Гульмиры Султанбаевой по проведению консультаций с ключевыми партнерами и разработке рекомендаций для работы с целью искоренения детского труда в хлопководстве в Южно-Казахстанской области на примере села «Когалы» в Махтааральском районе
Особенности логопедической работы с детьми первого года жизни
Особенности логопедической работы с детьми первого года жизни Коррекционно-развивающая работа проводится в процессе целенаправленного общего развития ребенка, а также коррекции нарушений развития. Основными направлениями коррекционно-развивающей педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период) являются следующие: - развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым); - развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания); - стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности, - формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватания и манипулятивной функции; дифференцированных движений пальцев рук); - формирование подготовительных этапов понимания речи; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений управления типа ригидности). - развитие подвижности органов артикуляции; коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые 3 месяца жизни), подавление оральных автоматизмов (после 3-х месяцев); - развитие дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка). Развитие зрительного восприятия начинается с формирования зрительного сосредоточения и прослеживания объекта. По мере продвижения объекта (лица взрослого, затем игрушки) необходимо пассивно поворачивать голову ребенка в направлении движения объекта. При ослаблении интереса ребенка к игрушке подключают звуковой компонент. Развитие слухового восприятия начинают с формирования слухового сосредоточения (на голосе и звуке). Для этого используют период, когда ребенок находится в эмоционально отрицательном состоянии — в период несильного плача или общих движений. Если ребенок с двигательной патологией не может сам повернуть голову к источнику звука, логопед делает это пассивно. Подготовка ребенка к формированию у него понимания обращенной речи начинается с развития восприятия различных интонаций голоса взрослого. Необходимо добиваться от ребенка не только восприятия различных интонаций голоса (ласковой, нежной, радостной; сердитой, грубой), но и адекватной реакции на них (улыбки, смеха или обиды, плача). Первичное понимание обращенной речи происходит при совпадении звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, который оно обозначает. При необходимости нужно пассивно поворачивать голову ребенка в сторону названной игрушки. После того как ребенок запомнил назва¬ние одной игрушки, переходят к формированию у него понимания названия другой игрушки, отдаленной от первой в пространстве. При развитии понимания обращенной речи отрабатываются следующие умения: - запоминание названий игрушек, окружающих предметов и лиц и нахождение их по слову взрослого; - запоминание названий простых движений (до свидания, ладушки, сорока-ворона, дай, на, возьми, дай ручку) и выполнение этих движений по словесной инструкции; - адекватное включение ребенка в игру со взрослым («прятки», «ку-ку», «забодаю», «ой», «боюсь»); - выполнение по слову различных манипуляций и действий с предметами, игрушками. Для общения с окружающими у детей с задержкой доречевого и речевого развития нужно формировать жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные реакции, вырабатывать и закреплять навыки произвольного произнесения слогов, слоговых комплексов, облегченных слов.
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. При лечебно-педагогической работе необходимо учитывать этапы становления моторики кисти и пальцев рук: опора на раскрытую кисть, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук. Перед формированием функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук: - поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по пальцам от кончика к их основанию; - похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев; - поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя); - похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности; - вращение пальцев (отдельно каждого); - круговые повороты кисти; - отведение-приведение кисти (вправо-влево); - движение супинации (поворот руки ладонью вверх) — пронации (ладонью вниз). Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя); - поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху); - противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев); - щеточный массаж (кончиков пальцев и наружной поверхности кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, что вызывает расправление кулака и веерообразное разведение пальцев); используются ворсовые щетки различной жесткости. Щеточный массаж применяют для формирования ощупывающих движений и стимулирования проприоцептивных ощущений кистей и пальцев рук. Если кисть ребенка все-таки остается сжатой в кулак, логопед захватывает его и сжимает всеми своими пальцами, с тем чтобы вызвать еще большее сжатие кулака ребенка. При этом производится потряхивание его руки. Затем логопед быстро разжимает свою руку, освобождает кулак ребенка, после чего рефлекторно кулак ребенка расслабляется и пальцы раскрываются (повторяют 2—3 раза). Все движения тренируются сначала пассивно (взрослым), затем пассивно-активно и, наконец, постепенно переводятся в активную форму на специальных занятиях, а также во время бодрствования ребенка — при одевании, приеме пищи, купании. Развитию опорной функции рук способствуют медленные перекатывания ребенка в положении на животе вперед на большом мяче. При этом ребенку легче расположить пальцы на выпуклой стороне мяча, чем на горизонтальной поверхности; также легче производится отведение большого пальца. - Функцию хватания начинают тренировать с периода новорожденности. Сначала ребенку вкладывают в руку игрушки, помогают поднести их ко рту. Предметы, вкладываемые в руку ребенка, должны быть различными по форме, величине, весу, фактуре, температуре. Важно обучать ребенка не только захвату предмета, но и его высвобождению (отпусканию). Разжимание кисти облегчается потряхиванием ее в сторону мизинца поворотом руки ладонью вверх, а также проведением рукой по шероховатой поверхности, песку. При проведении коррекционно-логопедической работы по нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата с детьми с двигательными нарушениями целесообразно использовать следующие методы, логопедического воздействия: - дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий); - точечный массаж; - пассивная и активная артикуляционная гимнастика; - искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии). Артикуляционная гимнастика с детьми младенческого и раннего возраста проводится в пассивной, затем в пассивно-активной форме.
Пассивная артикуляционная гимнастика. Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции с целью включения в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличения активности ранее включенных мышц
Развитие дыхания и коррекция его нарушений (дыхательная гимнастика). Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка, что влияет на его общее соматическое состояние, а также стимулирует голосовые реакции. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Целесообразно использовать следующие дыхательные упражнения: - в положении на спине путем легкого поглаживания тела и, прежде всего, верхнего плечевого пояса, потряхивания конечностей ребенка достигают некоторого расслабления скелетной мускулатуры. Захватив кисти рук ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает их вверх (вдох), затем опускает вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох); - в положении на спине в ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают (при этом происходит вдох), а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение можно проводить при заведении рук ребенка под голову; - одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращают руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания; - ребенок лежит на животе, руки под грудью опираются на твердую поверхность, голова опущена. Логопед поднимает голову и плечи при опоре на руки (вдох), затем опускает их (выдох). Необходимо стремиться к активному включению ребенка в упражнение с помощью игры (Вот наш малыш! Ку-ку, наш малыш спрятался); - В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более глубокому и быстрому вдоху и удлиненному выдоху.
Вместо заключения Я затронула вопросы развития моторных, психических и речевых функций, а также особенностей коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения на первом году жизни. Степень выраженности этих нарушений (от легких до крайне тяжелых) и их сочетание несомненно влияет на отдаленный прогноз психофизического развития. Успех в восстановительном лечении детей с перинатальной церебральной патологией существенно определяется его ранним началом, комплексностью, систематичностью. Практика показывает, что дети, даже с не резко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и педагогических мероприятий в дальнейшем испытывают определенные трудности в обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими значительные отклонения в развитии, позволяют достичь заметных результатов. Причем, чем раньше начаты занятия, тем они более эффективны. Следует отметить, что к процессу воспитания детей с отклонениями в развитии должны быть подключены не только педагоги, но и врачи, массажисты, медсестры, нянечки