ОТЧЕТ Национального Консультанта Гульмиры Султанбаевой по проведению консультаций с ключевыми партнерами и разработке рекомендаций для работы с целью искоренения детского труда в хлопководстве в Южно-Казахстанской области на примере села «Когалы» в Махтааральском районе
Социализация воспитанников детского дома через семейное воспитание
Социализация воспитанников детского дома через семейное воспитание Воспитание сегодня – главный приоритет страны и общества. И будущее Казахстана определяется уровнем их воспитания и обучения , физического и духовного развития, гражданского становления. Президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев отмечает, что «Любой ребенок, который родился на нашей земле, - казахстанец. И государство должно заботиться о нем!» Это особенно актуально по отношению детям- сиротам. По данным официальной статистики на 1 января 2011 года в Республике Казахстан насчитывается 36777 детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в том числе 12925 воспитываются в организациях образования для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, 21585 под опекой и попечительством в семьях, 2267 на патронате. В рамках программы «Дети Казахстана», принятой в декабре 2007 года предполагается формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей проведение мероприятий по созданию благоприятной среды для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. У детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, отсутствует влияние важнейшего социального института – семьи. Детский дом для воспитанников – временное место пребывания, и после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жинь в открытый социум. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Не имея достаточного жизненного опыта, лишаясь привычной опеки и образа жизни, бывшие воспитанники оказываются не готовыми к вступлению в самостоятельную жизнь. Взросление детей происходит только при активном взаимодействии со взрослыми. Поэтому негативное влияние сиротского образа жизни на процесс социализации и индивидуализации детей оставшихся без попечения родителей, а так же сушественные изменения в обществе, которые повлияли на становление позиции взрослых по отношению к ребенку –все это приводит к необходимости поиска новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влиянии различных социальных институтов. Президент страны, Лидер нации Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050». Новый политический курс состоявшегося государства» особо отметил: «чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией». Таким образом, перед нами стоит задача – воспитать компентентого, социально мобильного молодого человека, усвоившего новейшие фундаментальные знания и способного их применять в условиях быстро развивающегося общества. Именно поэтому повышение качества образования и воспитания сегодня, как никогда, приобретает первостепенное значение. В воспитательной работе необходимо сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого воспитанника. Основной целью этой работы должна стать подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, именно к этому критерию она и должна оцениваться. Данная программа направлена на социальную защиту воспитанников, оказание помощи и поддержки в процессе их социализации. Задачи этой программы заключаются в формировании у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, социально – бытовых умений и навыков, развитие у подростков стремления к успеху в жизни. Программа способствует развитию важных личностных качеств, развивает умения противостоять прблемным ситуатциям после выпуска из детского дома. В самом деле, воспитанник после выпуска из детского дома должен продолжить образование , получить специальность, чтобы обеспечить себе самостоятельную жизнь. Кроме того, требование современной жизни – постоянное обновление знаний, саморазвитие, иначе ты не конкурентоспособен. И если у воспитанника высокий уровень общеобразовательной подготовки, сформирована учебная мотивация, хорошо развиты общеучебные навыки и умения, его возможности для успешной социальной адаптации достаточно высоки. Уровень развитиям социально –бытовых навыков и отношений –включает в себя такие условия успешности социальной адаптации восптанников, как развитие формирование санитарно –гигиенических навыков и отношений, трудовых навыков, навыков культуры поведения, социально – бытовую ориентировку. Для успешной самостоятельной жизни в современном социуме у воспитанников должны быть развиты социальная активность, самостоятельность, ответственность, готовность к продолжению образования, получению профессии и строительству семьи. Особое внимание необходимо уделять подготовке воспитанников детского дома к будущей семейной жизни. Неправильно складывающиеся полоролевые представления, конфликность системы требований, предьявляемой к образцам мужественности и женственности, несформированность представления о семейных ролях приводят к тому, что воспитанники испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранения. Для подготовки воспитанников детского дома к будущей семейной жизни их следует учить практике конструктивных взаимоотношений не только со сверстниками и взрослыми, но и со старшими и младшими детьми. Воспитания детей сирот , как показывает мировая практика , наиболее эффективно осуществляется в группах, где собраны дети разных возрастов. Нужна целенаправленная работа по формированию у детей социально – бытовых навыков. Воспитанники детских домов не имеют возможности научиться распоряжаться деньгами и планировать ведение домашнего хозяйства и устройства быта. Необходимо научить воспитанников ухаживать за собой, готовить несложные блюда, производить уборку, стирать , гладить, производить покупки, пользоваться транспортом, средствами связи, бытовыми приборами, прививать навыки культурного поведения и т.д., иначе выпускник будет просто беспомощен в самостоятельной жизни. Девочек необходимо научить создавать уют, сервировать стол, готовить, мальчиков – польззоваться различными инструментами, делать несложный ремонт мебели и домашнего инвентаря, выполнять простые сантехнические работы. Важно обучить детей умению организовать свое свободное время, равить широкий круг интересов, обучить навыкам самостоятельного выбора нужных , полезных дела, приносящих удовольствие занятий. Байжигитова Дарига Толеухановна КГУ «Областной детский дом по типу семьи» г.Темиртау