ОТЧЕТ Национального Консультанта Гульмиры Султанбаевой по проведению консультаций с ключевыми партнерами и разработке рекомендаций для работы с целью искоренения детского труда в хлопководстве в Южно-Казахстанской области на примере села «Когалы» в Махтааральском районе
статья "Подготовка с семейной жизни воспитанников детского дома"
Попова М.А. ГУ «Областной детский дом для детей с ОВР» г. Караганда Подготовка к семейной жизни воспитанников детского дома Мақалда далалар үйінің тәрбиеленушілерін отбасылық өмірге дайындау, әлеуметтендіру кезінде пайда болатын қиындықтар жөнінде айтылады. « Отбасылық өмірге дайындық» бағдарламасын пайдаланудағы жағымды динамика да көрсетілген. The article presents material about work experimense of counselor of the orphanage for children with ledelopment disabilities on realization of the autor program «preparation for family life» Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели негативный опыт семейной жизни, они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Социальная адаптация и подготовка к семейной жизни представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в структурные различные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной социальной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Трудовая и бытовая адаптации выпускников детских домов далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденция к частной смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов с членами коллектива. Отличаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, явно выражены иждевенчекие настроения. У сирот и подростков, лишённых попечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходит с ещё большим трудом. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию и патронированию аномальных подростков, малочисленные специальные службы, призванные осуществить помощь в адаптации аномальных людей. Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит практически на протяжении всего "детского" этапа онтогенеза, т.е. в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, причем этот процесс, естественно, не заканчивается с окончанием периода детства и наступлением взрослости. Каждый этап вносит свой специфический вклад в превращение ребенка в будущих мужчину и женщину, но подростковый возраст как период полового созревания занимает особое место. Именно в это время проблемы, связанные с полом, психо-сексуальным развитием и поведением, формированием системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, характеризующих представление человека о себе как о мужчине или женщине, т.e. все то, что составляет основное содержание понятия "психосексуальная идентичность", выходят на первый план как в формировании личности детей данного возраста, так и в тех направлениях воспитательной работы, которые требуют наибольшего внимания педагогов. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию. В Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан указано: « Культурологическая компетенция - обладание познанием и опытом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей, позволяющих освоить этнокультурные явления и традиции в обществе, культурологические основы личной, семейной и социальной жизни. Понимать роль науки в развитии человека и общества. Владение эффективными способами организации культурно-досуговой деятельности, что позволит понимать и ценить культуру своего народа и культурное многообразие мира; быть приверженным идеям духовного согласия и толерантности» Поэтому в настоящее время очень актуально изучение особенностей представления о будущем подростков-сирот с нарушениями психического развития, что позволяет определить «проблемные зоны» и адресно направить психологическую помощь и поддержку в процессе подготовки таких подростков к самостоятельной жизни». Признаками социальной адаптации можно считать: во-первых, насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку. Во-вторых, насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу. В третьих, насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей. Еще один признак успешной социальной адаптации - отсутствие девиантного поведения. В личностной сфере показателем успешности адаптации является то, насколько выпускник умеет строить свой вариант жизни достойного Человека, строить свою жизненную перспективу, ставить и успешно решать задачи на этом пути, производить сознательный выбор в рамках современной Культуры и брать на себя ответственность за этот выбор. Все это позволяет говорить о достижении личностной социальной зрелости. Воспитанники, приспособленные (адаптированные) к жизни в детском доме, после выпуска попадают в совершенно иные условия, где самостоятельная жизнь в социуме требует от них как раз те качества и свойства личности, которые у них не сформированы или искажены. Это неизбежно приводит к серьезным трудностям в подготовке к семейной жизни и социальной адаптации в целом». Нами было проведено исследование на выявление уровня сформированности адаптационных качеств (социальной адаптации) и подготовленности к семейной жизни девушек- воспитанниц детского дома для детей с ОВР. В качестве диагностик были использованы тесты - опросники, по семи направлениям: «Домоводство», «Этика и психология семейной жизни», « Трудовое воспитание», «ЗОЖ и гигиена», «Правовое воспитание», «Скорая помощь», «Домашняя экономика», «Техника общения». Направления были выбраны из общепризнанных критериев подготовленности к семейной жизни Тестирование показало, что по многим направлениям у воспитанниц нет достаточных знаний, умений и навыков. Поэтому возникла необходимость разработки коррекционно- развивающей программы « Подготовка к семейной жизни, как один из способов социализации воспитанников детского дома для детей с ОВР» Таблица результатов тестирования: Модуль Домоводство Трудовое воспитание Правовое воспитание Скорая помощь Этика и психология семейной жизни Домашняя экономика ЗОЖ и гигиена Начало эксперимента 46 62 40 35 40 51 51 Конец эксперимента 80 90 72 80 65 81 88 Итог 34 28 32 45 25 30 37
Диаграмма сравнения показателей подготовленности к семейной жизни.
Мониторинг коррекционно- развивающего воздействия показывает положительную динамику по формированию подготовленности к семейной жизни. На начальной стадии эксперимента самый низкий процент знаний было по таким модулям: « Этика и психология семейной жизни», «Скорая помощь» и «Правовое воспитание».На эти разделы было уделено больше времени, проводились дополнительные занятия, применялись различные формы работ( практикумы, погружение в ситуации, применялись элементы тренинга), привлекались специалисты( психолог, медицинский и социальный работники).Это дало свои результаты: по модулю «Правовое воспитание» результаты увеличились на 32% «Скорая помощь»-45%.Трудности возникли пр модулю «Этика и психология семейной жизни», результаты увеличились всего на 25%. У детей трудности с общением, повышен уровень тревожности. Это связано с условиями жизни в детском доме ( у детей повышенная депривация) и с особенностями психологии детей с ОВР. Поэтому необходимо уделить еще больше внимания этой области воспитания, именно технике общения. Исследование и опыт работы показали необходимость стимулирования процесс рефлексии, самопознания девочек - подростков. Для этого проводились индивидуальные и групповые дискуссии, сочинения на тему: "Что я знаю о себе? Что я люблю и ненавижу? Человек, которым я восхищаюсь" и т.п. Следует поощрять стремление девочек к ведению личных дневников, обучать их этому. Дневник способствует развитию внутреннего мира подростка, стимулирует процесс самопознания. Полезно использование простейших психологических тестов самопроверки с последующим обсуждением результатов. Целесообразно использование специальных приемов и игр, направленных на развитие самосознания, способности свободно, культурно и разнообразно выражать свои эмоции, осознавать и оценивать свои и чужие чувства. Особенно это необходимо для подростков с ОВР, в силу их психических особенностей. Целевыми ориентирами коррекционно-развивающей работы в этом возрасте является следующее: положительно относится к себе, уважать и принимать себя, понимать свою индивидуальность и самоценность; знать особенности своего характера, как положительные, так и отрицательные его черты; знать, какие способности у него развиты лучше и в каких видах деятельности он скорее достигнет успеха; у ребят должен быть восстановлен разорванный временной ряд: связь их прошлого, настоящего и будущего. Успех подготовки к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на воспитанников, складывающийся из нескольких звеньев, где ведущем звеном является коррекционные занятия. Специальные коррекционные заняия по социально – бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.Важнейшим звеном системы, является воспитательная работа, которая помогает достичь желаемых результатов. В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на девушек. Главное условие успеха – участие их в ежедневной разнообразной практической деятельности. Программа по подготовке к семейной жизни и социальной адаптации должна служить для воспитателя ориентиром при отборе материала, определении тематики, объёма и последованности работы, к соблюдению их правил поведения, санитарно – гигиенических правил, т.е. он организует повседневную жизнь детей с учётом ими усвоенного, постепенно повышая уровень требований. Список литературы: 1. Верещагина Н.С. Нравственная подготовка учащейся молодежи к семейной жизни- Владивосток ,1986 2. Гребенников Н.В. Основы семейной жизни. М.-Просвещение,1991 3. Ладгеймер Й.,Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте.- М.,Прогресс 1984. 4. Чудновский В.Э.Некоторые вопросы подготовки старшеклассников к семейной жизни – М.,1980