ГУ «Областной Детский дом для детей с ОВР»
Тема: « Зеленая аптека»
Разработала: Попова М.А.
Тема: « Зеленая аптека»
Цель: создание условий для ЗОЖ Задачи: Коррекционные :Развивать логическое мышление, учить элементам синтеза и анализа. Способствовать развитию и коррекции памяти через выполнение заданий. Развивающие: Уточнять и расширять знания о таком понятии, как здоровье, дать представления об лекарственных растениях и их лечебных свойствах. Воспитывающие: Воспитывать уважение и любовь к природе, эстетические чувства. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к своему здоровью, чувства коллективизма.
Оборудование и материалы: оборудование для заваривания трав, сборы трав, изображение лекарственных трав. Ход занятия: Психологическая установка Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, гости! Поздоровайтесь, пожалуйста друг с другом и с гостями. (дети здороваются) Покажите мне свой кулачек. Врачи говорят, что у человека такое сердце как его кулак, вот такое у вас ваше сердечко. Нарисуйте его в воздухе, а теперь нарисуйте большое сердце. Вот так вы сейчас открыты для получения новых знаний. Настроение хорошее? Работать готовы? Тогда садимся за столы. Кто мне скажет, а что обозначает слово «здравствуйте»? (ответы детей) Верно, мы желаем друг другу здоровья. И сегодня на нашем занятии мы с вами будем говорить о здоровье. А что такое здоровье, как вы понимаете это понятие? У вас на столах лежат листочки бумаги, на ней написано: «Здоровье – это…» Продолжите это предложение (самостоятельная работа детей) А теперь мы составим схему с вашими понятиями о здоровье
Правильно, здоровье - это когда ничего не болит, когда человек не болеет. В словаре Даля сказано: Здоровье – нормальное состояние правильно функционирующего неповрежденного организма. Так что мы с вами правильно понимаем понятие «здоровье». А как слово «здоровье» на казахском языке?
Здоровье – деңсаулық Кот знает пословицы о здоровье? (дети рассказывают пословицы и объясняют их значение) Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Не болеть и лечиться Если вы заболели, то нужно лечиться, принимать назначения врача, а чтобы не болеть нужна профилактика, то есть предупреждение болезни. Вот у нас на столе лежат листочки , на них написаны слова, действия, которые нужно делать, что бы быть здоровым, попробуйте их разделить: что относится к лечению, а что к профилактике заболеваний.
Лечение Профилактика
лекарства режим уколы диета массаж витамины физиолечени ЗОЖ закаливание
Иногда лечение и профилактика дополняют друг друга. Кроме таблеток и уколов можно лечиться еще и травами. Оказывается, есть такие растения, с помощью которых можно лечить те или иные болезни. Тема нашего занятия « Зеленая аптека». Мы с вами узнаем,какие травы называют лекарственными, и как ими можно лечиться. Человек давно заметил, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогают им излечиться, Человек начал изучать эти растения и их свойства. Изучив свойства растений, они это все заносили в особую книгу. Таких людей стали называть « травниками». И вот одна из таких травниц сегодня пришла к нам в гости. А что бы все было по науке, мы пригласили врача. В. Здравствуйте, ребята, меня зовут тетушка Ведунья, а зовут меня так, потому что я ведаю, то есть знаю о травах все. Я много лет живу в лесу, собираю полезные травки и коренья. Я испокон веков помогала людям, лечила их от всех болезней. Лес - это сказочное царство, Тут кругом растут лекарства, В каждой травке, в каждой ветке- И микстура, и таблетки. Ну а чем и как лечить мы вас можем научить. Все целебные растенья знаем мы без исключенья. Нужно только не лениться, нужно только научиться Находить растения, пригодных для лечения!
Врач: Травы и сейчас применяются. Потому-то таблетки изготовлены из химических препаратов, они действуют быстрее, но они часто дают побочные эффекты, вызывают аллергию. А иногда их просто нет под рукой. Таблетки необходимы в экстренных случаях, или когда тяжелое заболевание, а в остальных случаях могут помочь травы. В. Лекарственные растения встречаются везде, растут буквально под ногами. Вот, например одуванчик. Все его знают? А это одно из самых полезных растений. И не зря это растение весной появляется одним из первых. В нем полезны все его части: из листьев можно делать салат, из корней - отвар, а из цветов - ароматное, вкусное варенье. . Врач Действительно, в одуванчиках много горечи и витаминов – это очень полезно для печени. За зиму организм очень засоряется шлаками, потому что мы едим больше жирной и тяжелой пищи. Особенно полезен одуванчик, он чистит печень, главный орган, который очищает кровь. Печень устает, ведь зимой мы болеем, и поэтому пьем таблетки, едим больше мяса и меньше овощей, а это все отражается на печени. Почистить организм нам поможет одуванчик В. Лекарственные растения готовы придти нам на помощь всегда. Вы летом выезжаете в лагерь, там вы много времени проводите на свежем воздухе, ходите в походы и с вами могут приключиться неприятности, может случиться, что не будет под рукой лекарств, вот тут и пригодятся лекарственные растения. А может вы хотели бы сами узнать? Ребенок Я так люблю ходить в походы, но у меня часто на солнце болит голова, даже если я в кепке что делать? В. В этом вам поможет лист лопуха. Его нужно положить на голову под головной убор, и тогда можно хоть целый день находиться на солнце, голова не перегреется. А, кстати, вы знаете, как выглядит лопух? (ребенок рассказывает о лопухе) Ребенок. Если я в походе поранилась, могут помочь растения? В. Да в этом вам поможет подорожник, он вам знаком. Нужно приложить чистый лист подорожника к ранке и закрепить. Он кровь остановит, и ранка быстрее затянется. А еще, подорожник поможет, если у вас мозоль или заболел зуб. Небольшую рану можно поспать тысячелистником или полынью.( знакомство с подорожником и тысячелистником) Врач: В подорожнике есть вещества, которые ускоряют свертываемость крови, поэтому подорожник поможет. Ребенок. Если я кашляю, могут растения помочь? В. Конечно, от кашля помогут отвары корня солодки, чабреца, листья мать-и-мачехи и еще ромашка Слово «ромашка» переводится как «милая простота». Если случиться тебе простудиться, Если кашель, поднимиться жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымиться Слегка горьковатый душистый отвар А еще ромашка делает волосы пушистыми, лучше всяких бальзамов и кожу лица чистой и гладкой. Ребенок А у меня с кожей проблемы: я очень быстро обгораю на солнце. А так хочется иметь красивый загар. В. Я тебе помогу. У меня есть травка, называется она зверобой, она от 99 болезней, заваривай ее как чай и у тебя будет красивый загар Врач. Да, в зверобое есть мелатонин, он отвечает за цвет кожи. Обгорают обычно светлокожие люди, у которых в крови очень мало мелатонина. Поэтому, если вы будете пить зверобойный чай, вы меньше будете обгорать на солнце. Реб. А у меня плохой аппетит, вы можете мне помочь? В При плохом аппетите нужно пить настойку полыни, вы ее все знаете, она очень пахнет. Врач В полыни много горечи, она раздражает стенки желудка и появляется аппетит. Но в полыни много эфирных масел, у некоторых людей она вызывает аллергию. Восп. Вот сколько вы узнали трав, я хотела бы проверить, как вы запомнили названия этих трав. Для старших девочек названия трав спрятаны в тексте. Попробуйте найти эти слова. (текст1)
А для младших другое задание- загадки
Стоит в поле кудряшка Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? ( ромашка) Рос шар, белел Ветер дунул- шар улетел ( одуванчик)
Молодцы, вот вам раскраски, раскрасьте одуванчик и ромашку . Наша травница нам предлагала и чаи об отвар из трав, из трав еще делают отвары мази, настойки. А я еще знаю один способ лечения растениями, он называется аромотерапия., то есть лечение запахами. Многие запахи вызывают изменения в организме. Запах апельсина поднимает настроение, лимона - работоспособность. Яблоко успокаивает. Есть специальные ароматические масла, а у меня есть ароматические свечи, запах которых релаксирует, расслабляет Давайте сделаем небольшой перерыв и отдохнем.( зажигаются свечи) Садитесь удобнее, закрывайте глаза и расслабьтесь. Рефлексия: Представьте, что вы находитесь в лесу. Светит солнце, все вокруг залито его теплым светом. Ветерок еле-еле колышет ветки деревьев. Вы лежите на мягкой траве, а вокруг вас цветы, они очень приятно пахнут. Вам спокойно и радостно. Вы слышите тихое пенье птиц Вам спокойно и радостно, вы отдыхаете. Вы отдохнули. Вы отдохнули? Вам понравилось? В. На свете очень много лекарственных трав, и мы сегодня не сможем обо всех рассказать, но знакомство с ними мы продолжим . Тетушка Ведунья, мы много говорили о растениях, об отварах, но ведь существуют правила заваривания трав. В. Молодец, верно подметила. Сейчас мы вам покажем, как правильно заваривать траву. Многие растения заваривают кипятком, как чай, одну столовую ложку на стакан кипятка и настаивают 10-15 минут. Только будьте осторожны при обращении с горячей водой, чтобы не обжечься. А корни нужно кипятить. Из растений еще готовят настойки, мази и т. д. .Ребенок: Так, оказываете, любое растение может нас лечить? Ведунья: Ни в коем случае! Существует очень много ядовитых растений и сильных аллергенов. А еще надо знать, когда и как собирать лекарственные травы. Каждой травке свое время, да еще у одних собирают вершки, у других – корешки. Кроме того, многие травы, например зверобой, ландыш занесены в Красную книгу Казахстана, и их необходимо беречь. Поэтому запомните правила:
• Нельзя использовать в пищу незнакомые растения; • Если вы знаете, что растение ядовито, после дотрагивания до него необходимо помыть руки; • Быть очень осторожным с сильно пахнущими растениями, они могут быть ядовитыми или аллергенными, не составлять из них букеты, не приносить домой. • Не использовать незнакомые растения в медицинских целях. • Не рвите без надобности цветы и травы. И запомните растения тоже лекарство, и их нельзя пить просто так, к тому же может быть аллергические реакции, например на полынь или сильно пахнущее растение. В: А мы желаем вам здоровья, удачи. И угощаем всех ароматным витаминным чаем. В него входит: листья смородины, шиповник, каркаде. Приятного аппетита! Рефлексия. Я хотела бы узнать, как вам понравилось наше занятие, было ли оно для вас полезным? Что вы возьмете для себя из нашего занятия? Если занятие было для вас полезным, и вы все принимаете, то положите в вазу яблоки, а если нет, то под вазу. Кто хочет объяснить свою позицию?
Текст1
Оапфромашкаыдарувэпрполыньоситдфшгкенцоду ванчикущытмчлопржукщегзверобойукпефовыадлп яжаирмэфщвпговфдаподорожникжтмоючлясрмщуж егукждпалюыврмщжшкуепгдвжыаофыкрапивавпрщ жугефщвпмодчврпщжуегдпофыдвпозщукгейзупелшв ужповадпэшапжи |