Ход классного часа: 1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)
- Как видите в руках у меня две нити. (нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью) - А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.) - Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы) - Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. - Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям. - И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность. -Что такое права?(права-нормы и правила),работа с рисунками(дом задание) -Что такое обязанности?(обязанности- определенные действия, безусловные для выполнения)
2. Объявление темы «Закон на нашей земле»: 3. Основная часть: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: -Что люди могут делать и чего не могут? -Что они обязаны делать и чего не обязаны? -На что они имеют право и на что не имеют? Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: -Хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. - Нельзя убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось? -В государстве Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно начало разрушаться. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. -Помогите нам!
Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве Закония установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
-Как вы думаете, почему страна стала процветающей? - Жители стали жить по законам, они счастливы, и чувствуют себя в безопасности.
- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности.
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон . (На доске) ЗАКОН – правила поведения общественной жизни, принятый правительством. - Есть ли у нас в государстве ЗАКОН? В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? Законы записаны в Конституции. Конституция – основной закон государства. (Демонстрация книги.)
4)Ситуация
- Представьте себе следующую ситуацию: -Семиклассники Саша, Женя поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Что можно сказать о действиях Саши, Жени? (эти ребята совершили преступление) - Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление. ( Показываю издание «Уголовный Кодекс РК») - В «Уголовном Кодексе РК» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. -Сейчас я зачитаю понятие какого- нибудь преступления, а вы должны отгадать название данного преступления. Преступление лишение жизни кого-н.(убийство) Тайно унести что-н.( кража) Шантажом, угрозами добиться чего-н.(вымогательство) Тайно увести кого-н.( похищение человека) Физическое уничтожение, запугивание чем-н, держа в состоянии постоянного страха.( терроризм) Виды преступлений (на доске): - убийство, - похищение человека, - кража, - вымогательство, - терроризм Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. ➣ штраф; ➣ исправительные работы; ➣ арест (лишение свободы на определенный срок).
5) Ребята, а вы бывали в суде? Мы с ребятами хотели бы показ. Инсценирование под названием « Однажды в суде».
1) Судья: -Мы слушаем дело-порча чужого имущества. На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотище! – Не дам, он новый, только вчера купили. – Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон. Судья : умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом , либо лишением свободы сроком до пяти лет.
2) Судья: -Мы слушаем дело-порча имущества В класс вбегают мальчишки: – А «Иртыш» выиграл, а никто не знает! – Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели! – Клево, вот люди порадуются! – Давай на стене маркером напишем, чтоб лучше видно было! Судья: вандализм - осквернение зданий , порча имущества штраф и возмещение ущерба. Ребята, однажды я пров.плем. в школу, в этой школе были разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты, и мне это очень не понравилось. Ребята, а в нашей школе есть ли такой беспорядок? Кто следит за имуществом нашей школы? А дети следят? (детская служба) 3) Судья: -Мы слушаем дело- ложное сообщение. Ученик не хотел писать контрольную работу и решил сорвать урок.
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы! Судья : Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, наказывается штрафом ,либо лишением свободы на срок до трех лет.
- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание! Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных вызовов скорой помощи, милиции. А ведь когда действительно понадобится помощь и вы позвоните в пожарную например, они ведь могут и не поверить вам, подумав что это очередное ложное сообщение.
4) Судья: - Мы слушаем дело- угроза. В классе идет спор двух учащихся: – ... Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
Судья : Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
Физминутка
6) Давайте посм.небольш. инсценировку и скажем, какое право нарушено у героини
Царица : Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет, Но царевна молодая Всех милее и румяней. Царица: Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Признавайся всех я краше. Обойди все царство наше, Хоть весь мир: мне равной нет. Так ли? Автор: зеркальце в ответ… Зеркальце: а царевна все ж милее, все ж румяней и белее. Царица: Эй, чернавка! Веди Царевну в глушь лесную И, связав ее, живую, Под сосной оставишь там, на съедение волкам! Автор: вот Чернавка в лес пошла И в такую даль свела, Что Царевна догадалась и взмолилась… Царевна: Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я ? Не губи меня девица! А как буду я царица, я пожалую тебя. Автор: Та, в душе ее любя Не убила, не связала, отпустила и сказала. Чернавка: Ты свободна, Бог с тобой, Ну,а я пошла домой.
7) Выставка книг.
Памятка школьнику Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы. -Во-первых, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их. -Во-вторых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность. -В-третьих, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права. -В-четвертых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо. -В-пятых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе. -В-шестых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки. -В-седьмых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители. -В-восьмых, , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе. P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет. Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РК. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем. Кого заставил задуматься сегодняшний классный час? -Как называется тема классного часа? -Что такое закон? -Какие виды преступлений вы знаете? -Какие виды наказаний за преступление вы знаете? |