ОТЧЕТ Национального Консультанта Гульмиры Султанбаевой по проведению консультаций с ключевыми партнерами и разработке рекомендаций для работы с целью искоренения детского труда в хлопководстве в Южно-Казахстанской области на примере села «Когалы» в Махтааральском районе
Конспект занятия - практикума : «Экономия семейного бюджета».
Цель : Создать условия для формирования у воспитанников экономических представлений о бюджете семьи.
Задачи: 1. Ознакомить воспитанников с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом; 2. Формировать представление о структуре семейного бюджета; 3. Формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции; 4. Воспитывать организованность, бережливость.
Оборудование: Карточки-схемы, раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), тесты.
Ход занятия – практикума: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о семейном бюджете. - Как вы думаете, что такое семейный бюджет? -Бывает ли бюджет, если человек живет один? -Из чего состоит семейный бюджет? -Как называются деньги, которые приходят в семью? (доходы) - Как называются деньги, которые уходят из семьи? (расходы) Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? На занятии у нас 4 группы – 4 семьи. Выберите фамилию своей семьи. – У каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет. Список товаров и услуг Товар или услуга Цена, тг. Ваш выбор Лекарства 700 Продукты 25000 Одежда 7000 Обувь 10000 Бытовая химия 1500 Транспорт 2000 Велосипед 25000 Музыкальная (спортивная) школа 3000 Книги 1500 Компьютер 100000 Игрушки 2000 Платежи и налоги 25000 Диски с мультфильмами 600 Посещение цирка 2500 Посещение боулинга 2000 Туристическая поездка 80000 Поход в кино 200 Мороженное, конфеты 1000 Фрукты 3000
Выберите и посчитайте, что вы можете купить на 60.000 тенге дохода в месяц. Послушаем, что у вас получилось. Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке? (расходы на коммунальные платежи – Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье? ( доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше расходов) – Правильно. А какая формула будет лучшей? ( та, в которой доходы больше, чем расходы) – Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках-подсказках.
Тексты карточек: дефицит – превышение расходов бюджета над доходами; экономия – бережливое ведение хозяйства; -Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? ( если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения) – На чем можно сэкономить?
Варианты ответов: сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.) Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства Какие бы советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили? (работа в группах
Тест Вопрос Вариант ответа 1. Из чего складывается семейный бюджет? а) из заработной платы, пенсии, стипендии; б) из доходов и расходов; в) из денег 2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это… я) расходы; е) проценты; ю) доходы 3. Авторское вознаграждение – это… б) зарплата; г) налог; д) гонорар 4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это… ш) доходы; ж) расходы; х) прибыль 5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы… е) больше расходов; и) равны расходам; а) меньше расходов 6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды… т) доходов; п) расходов; к) гонорара
Если вы правильно ответили на все вопросы, у вас должно получиться слово «бюджет». А сейчас ребята покажут вам небольшую сценку из жизни одной семьи. Сценка. Вед. Настроение у Натальи в этот день было замечательное – она получила зарплату, да еще начальник и премию выписал. Красота! Она возвращалась домой в прекрасном расположении духа и повстречала свою давнюю подругу. Наташа. Сашуля, привет! 100 лет тебя не видела! Саша Ты прямо светишься вся! Что случилось? Наташа Не поверишь! Сегодня зарплату дали, да еще и премию! Вот возвращаюсь домой из магазина.. Саша Продуктов что ли столько набрала? Наташа Да нет, какой там! Зашла в модный бутик, а там… Такое все красивое! Ну не смогла удержаться, купила себе пару блузок, юбочку такую красивую, туфельки просто заглядение! Правда денег совсем не осталось, почти все потратила. Саша А как же вы жить будете? Ведь только начало месяца, а у тебя уже почти всей зарплаты нет. Наташа. Да что - нибудь придумаем. Ну, пока! (прощаются) Сцена дома. Приходит с работы муж. Наташа Ой, представляешь, сегодня зарплату получила, зашла в магазин, почти все потратила. Зато обновок накупила! Смотри! (крутится перед мужем). А ты, надеюсь, зарплату получил? Муж Получил, получил. Наташа Ну и хорошо! (заходит сын) Сын Пап, мне комп надо прокачать. Дай денег, а? Отец Конечно бери, сынок – папка сегодня зарплату получил! (сын радостно убегает) (заходит дочь) Дочь Па, мы с девчонками в клуб собираемся, дай денег. Отец Ну конечно, бери! Дочь А, забыла, сегодня платежки из почтового ящика забрала.(отдает) Мать и отец. Боже мой! Чем же мы за квартиру платить будем!!!(хватаются за голову) Вопросы к детям: -Почему в этой семье не хватило денег на оплату коммунальных платежей? -Как надо было распределить доходы?(посчитать и отложить на необходимые платежи, остальное тратить постепенно) Больше работаешь – лучше живешь, Лучше живешь – больше людям даешь, Старым и малым, и тем, кто в нужде. А будет нужно – помогут тебе. Помни, мой друг, – в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить ее? Думать тут надо. Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути! (в конце занятия воспитатель раздает детям памятки «Советы по экономии семейного бюджета»).