Встречу в детском доме удалось назначить довольно легко. Встретил нас директор, который оказался довольно милым и обаятельным человеком. Он отвечал на все наши вопросы, а потом попросил своего воспитанника проводить нас к завучу, чтоб тот показал нам все, о чем мы попросим.
Стоило нам выйти из его кабинета, как мы познали суровую реальность. Сначала нам стал показывать свой характер наш провожатый.
– Что, пришли сюда на зверей любоваться? – грубо сказал он.
– Почему ты так считаешь?
– А вы зачем сюда приходите? Нашли бесплатный зоопарк!
Когда, наконец, мы добрались до завуча, он… выставил нас вон. У него нет времени, сказал он, сейчас приезжает какая-то комиссия из департамента, поэтому нас сегодня он не примет.
– Но почему вы нам сразу не сказали это по телефону? Мы бы тогда не приезжали вообще! Мы тут с согласия вашего директора. Он сказал, что вы нам все покажите, познакомите с ребятами!
Завуч призадумался, а потом сказал: «Посидите в фойе, подождите. Когда уедет комиссия, я вам лично все покажу. Только ждать придется не меньше часа».
Это нас не напугало, мы сели в фойе, но время зря не теряли. Вылавливали проходивших мимо ребят и засыпали их вопросами.
Вскоре нам попался тот мальчик, который провожал нас до завуча. Он был довольно шустрый, и, казалось, что пользовался большим авторитетом среди детей. Мы рассказали ему о нашем проекте, а он спросил: «Могу ли я написать в газету о том, как нам здесь плохо?»
– Почему вам здесь плохо?
– Нас ужасно кормят…
Но ему не дали договорить. В разговор вмешался охранник, который сурово произнес: «Что за чушь ты несешь, Азиз? Как ты можешь так говорить, если ты здесь даже не живешь?»
Охранник объяснил, что Азиз на патронате, живет в данное время в семье, изредка приезжает в детдом.
Азиз еще сообщил нам, что здесь легко достать любую вещь, особенно сигареты, анашу, и более сильные наркотические вещества.
- А где вы это достаете?
– Источников много. Мы ведь можем свободно отсюда выходить…
Вскоре нас окружила толпа ребят. Все на что-то жаловались и сообщали шокирующие факты. Охраннику, воспитателям и администрации явно не понравилась наша беседа, и вскоре ее пресекли. Завуч освободился и решил нам все рассказать и показать, но поговорить с ребятами нам возможности не дали, а потом все-таки разрешили, но только в присутствии воспитателя. Разговор был сухой, ребята отвечали односложно. Стоило же только выйти воспитателю, как снова полились жалобы. Мы не знали, как все это воспринимать. Когда разговор зашел на философскую тему «Что такое лень?», воспитательнице э-редка приезжает в детдом.то не понравилось и она тактично дала понять, что наше время вышло.
Уходя, мы натолкнулись на директора. Он хотел спросить о выводе, к которому мы пришли, и пригласил в свой кабинет.
Мы задали ему вопросы, чтобы выяснить, могут ли ребята говорить правду. Он только ответил, что дети неблагодарные и привыкли жить на готовом. А в том, что среди них есть хулиганы, виноваты ребята из соседнего детского дома, которые отбились из рук.
– Что вы скажете о наркотиках? Ваши воспитанники сказали, что с этим проблем нет.
– Не верьте им, они могут сказать очень многое. У нас за ними строгий контроль, и никогда не было инцидентов, связанных с наркотиками.
– Цель вашего проекта помочь детям? – спросил директор.
– Да.
– Не могли бы вы где-нибудь упомянуть, что нашему детскому дому не хватает тренажеров…
Уходя, мы услышали в коридоре странную фразу от одной воспитательницы: «Где ключи от изолятора?»
Хотелось только одного - поскорее уйти отсюда. Что мы и сделали. Вдохнув свежего воздуха, мы задумались. Мы ушли, нам есть куда. А как быть детдомовцам?
Специально для «Жалгас-Многоточия»
Шакир Исламбакиев
В детском доме побывал вместе
с Ксенией Ерошенко и Антониной Тюриной,
ученицами алматинской школы № 118
e-mail: zhizn91@mail.ru
Раиса Петровна Шер, заместитель председателя Комитета по защите прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан:
Детские дома и интернаты являются учреждениями, открытыми для посещения гражданами, специалистами, представителями средств массовой информации. Конечно, о своем визите необходимо извещать директора или заменяющего его работника. Ведь никому не понравится, если в дом придет человек и начнет совершать какие-то действия исподтишка. Безусловно, проблемы есть. Особенно в детских домах, нередко они копятся годами. Хорошо, если первый руководитель понимает всю важность социализации своих воспитанников, создает условия для их успешной адаптации в жизнь за стенами детдома. Всеми силами мы стараемся поощрять таких руководителей, обобщаем их педагогический опыт. Не секрет, что хороший директор детского дома в буквальном смысле там днюет и ночует. Нужно учитывать человеческий фактор: не всегда директора хватает на все, ведь круг его обязанностей чрезвычайно широк, а ответственность просто колоссальная. Тем не менее, большинство руководителей детских домов и интернатов – люди, безгранично преданные своему делу, любящие детей…
Вопрос ребром
Подскажите, пожалуйста, как можно перевоспитать и повлиять на несправедливых воспитателей? Куда обратиться?
Без подписи
От редакции: Мы намеренно не поставили на этот разворот ни одного снимка. Описанные ситуации, к сожалению, типичны для наших детских домов и интернатов. Приглашаем читателей к разговору. Ждем откликов от руководителей, воспитателей, учителей, самих ребят.
|