Недавно перечитала «Педагогическую поэму» и еще раз убедилась в том, что А. С. Макаренко – гениальный педагог. Книга, с момента написания которой прошло столько лет, не устарела, наоборот, приобрела еще большую актуальность.
К сожалению, сегодня эта методика воспитания забыта наглухо. Если в советские времена Макаренко хотя бы цитировали, ссылались на его труды, но сейчас и этого нет. Был один педагог, директор Мамлютской санаторной школы-интерната Григорий Максимович Кубраков в Северо-Казахстанской области, который много лет в своей работе придерживался принципов Макаренко, но, к сожалению, он недавно скончался.
А пишу я обо всем этом вот почему. Наши детские дома всегда были «государством в государстве». Туда нехотя пускали посторонних людей, прорвавшиеся в детский дом журналисты порой накапывали там массу криминала (воровство на кухне, бьют детей, тащат постельное белье и т.д.), устраивали шум, потом получали ответ, что все недостатки исправлены и через некоторое время все возвращалось на круги своя.
Времена изменились, но тенденция «не пущать посторонних» осталась прежней. Воспитателям, работающим в детских домах, как будто неизвестно, что детям-сиротам крайне важно общение с людьми за стенами детского дома, им нужны взрослые люди, с которыми можно поговорить о жизни, которые могли бы рассказать им своей профессии, просто почитать вместе с ними книжки…
В том, что зачастую девиз наших детских домов «Посторонним вход воспрещен!», я убедилась лично. Дело в том, что уже лет пять я вместе с детьми сочиняю сказки и, понятно, мне время от времени необходимо бывать в детских учреждениях. Со школами, как правило, проблем не бывает, но с детскими домами…
Звоню одной своей старой знакомой – директору детского дома:
- Давайте я буду вести у вас литературный кружок. Мы можем выпускать с детьми газету, делать сайт, сочинять сказки. Готова всем этим заниматься бесплатно.
- Что вы, - отвечает она мне категорически, - наши дети так перегружены! Нет-нет, дать вам вести у нас кружок мы никак не можем!
И когда я уже решила, что ни в один из детских домов меня на порог не пустят, в одном учреждении все же согласились на эксперимент. И там - представьте! - нашлись ребята, которые с удовольствием писали заметки в газету и сочиняли сказки… Тем не менее, я чувствовала себя в этом детском доме не совсем уютно. Директор ни разу не согласилась со мной поговорить более пяти минут, на мои просьбы дать интервью для газеты отвечала отказом, ссылаясь на бесконечную занятость. За все время моей работы с детьми педагоги не удосужились даже узнать, как меня зовут: «Ходит тут какая-то, терпим по необходимости…» Полнейшее равнодушие! Когда я ушла, никто мне не позвонил, не спросил, что случилось… Только вот моих юных сказочниц жалко. Девочки ко мне привязались, с удовольствием со мной работали, очень обрадовались, когда вышла в свет книжка сказок «Чудо-остров», в которой были и их сказки…
Или вот сейчас мы устроили акцию. Хотим в газете «Многоточие», на нашем детдомовском сайте рассказать о детях – выпускниках детских домов, дать их фото в надежде, что ряд фирм ими заинтересуются, возьмут над ними шефство, помогут их становлению во взрослой жизни.
Как отнесутся к нашей идее фирмы, пока неизвестно, а вот руководство некоторых детских домов, в которые мы обратились с просьбой поддержать акцию это, похоже, не слишком заинтересовало.
- Наши выпускники уже все пристроены, - ответили мне в одном из них. Над ними взяла шефство фирма N.
- Но ведь фирма специализированная, не все ребятам захотят работать именно там, учиться именно данным специальностям? Им нужен более широкий выбор профессии.
Возражение было пропущено мимо ушей. Какой там выбор профессии! Пристроены ребята, пусть даже формально – и с плеч долой!
Со следующим детским домом вышло еще хлеще. Мы для начала мы закинули в него «десант» из наших юных корреспондентов - школьников в количестве трех человек. Ребята искренне хотелись подружиться с детдомовским детьми, поговорить с ним, написать о них в газете… Чем кончилось их знакомство, подробно описывает в нашей газете один из членов «десанта» Шакир Исламбакиев в своей статье на этом развороте… Девочки, которые ходили в детдом вместе с ним, поклялись больше никогда не приходить в это учреждение, так были оскорблены приемом. Причем это касалось отнюдь не воспитанников, а взрослых - воспитателей, которые должны сеять разумное, доброе, вечное…
Несколько дней назад и я оказалась в этом детском доме, на свою беду - во внеурочное время. Директора не было на месте. Хотя с ним была предварительная договоренность: я побеседую с ребятами в рамках нашей акции «Каждому выпускнику детского дома – шефа из фирмы», мне решительно был дан от ворот поворот, причем в выражениях заместитель директора не стеснялась.
- Без указания начальства мы вас не пустим!... Кому она нужна, ваша говорильня!.. Это ваш хлеб, ваши проблемы!
Мое объяснение, что визит в детский дом – личный энтузиазм, воспринят не был. «Не пущать и все!»
Нет, журналистов пускают в детские дома, например, на праздники. Вот это всем нравится. Пришел на мероприятие, увидел, как счастливые дети поют и танцуют, сфотографировал их, дал материал в газету… Иногда позволят и поговорить с ними немного – в присутствии воспитателей. Дети же! Вдруг скажут что-то лишнее!
Многие директора детских домов и школ-интернатов боятся говорить с журналистами по принципу «как бы чего не вышло». Главное для них – не светиться, не высовываться. Увы, этому часто способствуют вся наша система образования, вышестоящие начальники. Да и, к сожалению, в подобных учреждениях сегодня работают в большинстве, увы, не Макаренки. А иногда - просто случайные люди, которых больше волнует не детский коллектив, а собственное благополучие. Не беда, считают они, если ребенок не научится писать заметки в газету или не получит шефа, который обеспечит его будущее. Беда, если журналист обнаружит в их учебном заведении непорядок, «распишет» все в газете, так и без работы можно остаться!
И тут мне снова вспомнился легендарный Григорий Максимович Кубраков с его разновозрастными отрядами, трудовым воспитанием, краеведческим музеем, клубом интернациональной дружбы, фруктовым садом и прекрасным изо-классом… Ушел педагог от Бога, кто пришел ему на смену? О поиске нынешних Сухомлинских, Песталоцци, Коменских, о конкурсе на сверхважную должность - директора детского дома - пока нет речи.
…Когда я, не солоно хлебавши, уходила из детского дома, слоняющиеся по двору мальчишки, те самые, с которыми я хотела поговорить о выборе профессии, с кайфом закурили сигареты…
Какие шефы, какие мечты, какое будущее?
Людмила Мананникова,
журналист с 30-летним стажем
|