Несколько дней назад мы получили из Северо-Казахстанской области горестную весть. Скончался Григорий Максимович Кубраков, один из педагогов, долгое время работающий по методике А. С. Макаренко, верный его традиции.
Я нашла в своем архиве интервью с Григорием Максимовичем, которое взяла у него в октябре 1975 года для газеты «Ленинская смена». Обратите внимание, как актуально звучит оно сегодня, спустя более тридцати лет! Пусть это публикация будет нашей памятью об этом выдающимся педагоге.
Когда я зашла во двор Мамлютской средней санаторной школы-интерната, то удивилась. Совсем это не было похоже на школьный двор. Целый парк. Чувствовался вкус художника, хорошо продумавшего весь ансамбль. Мемориальный комплекс в честь 30-летия Победы, художественно оформленные клумбы, тенистые аллеи с разноцветными скамейками. Детский городок с качелями, каруселями. За школой начинался фруктовый сад, многочисленные грядки с овощами, поле пшеницы.
Обо всем, что я увидела в здании школы, можно рассказывать много и подробно. Музей В. И. Ленина, в котором собраны экспонаты не только из музеев нашей страны, но и присланные из зарубежных стран. Клуб интернациональной дружбы «Планета», краеведческий музей... За 10 лет своего существования школа, ее клубные организации награждены 50-ю дипломами, Почетными грамотами, пятью вымпелами, девятью кубками. Спортивное общество школы из года в год занимает в районе 1-2 места. И секрет такого успеха, по словам директора Г. М. Кубракова, заключается в следующем: 8 лет назад коллектив начал работать по системе А. С. Макаренко. Об этом и был наш разговор с Григорием Максимовичем.
- Григорий Максимович, почему вac заинтересовала система Макаренко!
- Мы часто цитируем Макаренко, ссылаемся на его труды, а школ, которые приняли его систему целиком, работают по ней, как ни странно, в нашей стране совсем немного. В республике их нет вообще. Когда мы начинали, некоторые товарищи даже относились к эксперименту недоверчиво, с иронией. Почти три года мы молчали. Не торопились с выводами, боялись ошибок, Теперь, когда успехи достигнуты, об этом можно говорить. Даже утверждать: система Макаренко применима в наше время. Ведь главным в современной школе было и остается создание общешкольного воспитательного коллектива с первичным подразделением - разновозрастным отрядом.
- То есть отрядом, в который входят ребята с первого по десятый классы?
- Да, 13-15 человек, которые объединяются в отряд по принципу «кто с кем хочет». Преимущества? Создается семья - старшие постоянно заботятся о младших. В обычных школах это есть, но шефство носит там эпизодический характер. Старшие приходят к младшим в порядке общественной нагрузки. Не тогда, когда хочется, а когда мероприятие.
В наших отрядах хорошо передается опыт, удерживаются традиции. Очень важно вот это: все отряды могут между собой соревноваться. Кстати, наши отряды и более самостоятельны. Настолько, что воспитатели в группах просто не нужны.
- Так что же, в вашей школе исчезает фигура воспитателя, классного руководителя? Человека, на котором в обычной школе ложится столько забот? Работа учебная, воспитательная, организация различных мероприятий.
- Представьте себе, это так. Классный руководитель занимается у нас лишь документацией – ведет журнал, заполняет табеля, сдает отчеты. А к каждому отряду прикреплен консультант – к нему ребята обращаются за помощью, советуются с ним. И тот, и другой работает на общественных началах. А основную воспитательную нагрузку несут специалисты по клубной и кружковой работе. В школе создано 30 различных клубов и кружков, и каждый из ребят в одном из них весь год занимается. На раздумья мы даем воспитаннику весь сентябрь. Не понравилось в краеведческом музее, загляни в Клуб интернациональной дружбы (КИД). И это не по вкусу? Тогда тебя ждет киностудия, спортивная секция или кукольный театр. Везде тебе рады, везде тебя ждут.
Или вот такой пример. Предположим, во всех классах надо провести беседу о событиях в Португалии. Каждый классный руководитель в обычной школе готовится, ищет материал. У нас же беседу по возрастным потокам проводит руководитель КИДа. И более квалифицировано, и работы меньше.
- Григорий Максимович, в последнее время мы все чаще говорим о самоуправлении школьников. Как оно организовано у вас?
-В школах обычного типа самоуправление организуют так. Серьезно, с карандашами и блокнотами в руках заседают ребята, скажем, с третьего по десятый класс. Они докладывают, записывают, распоряжаются. Внешне здорово, эффектно, а фактически – младшие уравниваются ос старшими. У нас же каждый отряд выделяет в совет самоуправления старшеклассника.
Появилась идея - начать строительство помещения для классов машиноведения и начальной военной подготовки. Наши ребята строить умеют, строили много. Но хотелось что-то сделать в один день. И вдруг в зале раздались чьи-то слова: «А почему бы в один день не построить и такое помещение?» Возник шум, кто-то засмеялся: «Фантазия», а потом посмотрели на директора. Что скажет? Ну, а я говорю: «Попробуем!» И попробовали. Здание действительно выстроили за один день. С шести утра до семи часов вечера трудился (бригады сменялись одна за другой) весь коллектив.
- На субботнике как раз и подтвердилось ваше правило: воспитание на 80 -85 процентов делом, на 15 - 20 словом!
- Это чисто эмпирический вывод. Правильность его пусть доказывают ученые. Кстати, вопрос о школьных производственных бригадах. Мне кажется, что в их организации имеется два существенных недостатка. Первое - формирование бригад происходит на добровольной основе - кто-то из года в год бездельничает, а кто-то трудится. И второе - труд школьников становится трудом-работой, а не трудом-заботой, как хотелось бы. Поэтому мы заменили бригаду учебно-производственным хозяйством. Школьники заботятся о кроликах, о грядках с овощами.
- Григорий Максимович, за восемь лет вы доказали, что система Макаренко не устарела, что в школах-интернатах ее можно применять успешно. А как быть с обычными школами? Давайте пофантазируем...
- Даже фантазировать не надо. Я знаю две школы в стране, которые работают по системе разновозрастных отрядов. Школа № 524 города Москвы и школа № 7 города Нальчика. В прошлом году мы образовали такие отряды в микрорайоне нашей школы - для детей сотрудников. Пока все идет успешно, но говорить об опыте рано. А вот о школе в Нальчике я могу рассказать. Там при дворах созданы разновозрастные формирования -содружества. Каждое содружество образует семью. Это важно в наше время - ведь разновозрастные связи в современных семьях почти исчезли. Большую роль в содружествах играют родители. Без их мнения, например, оценка за поведение ученику (это даже уже не оценка, а целый анализ личности) не выставляется.
- Но у вас в школе есть опытное хозяйство. А где трудиться городским ребятам!
- У города возможности неограниченные, Вспомните о проблеме улицы. Это же педагогическая целина. Ребята могут озеленять дворы. Участвовать в работе экологической службы – вести наблюдения за природой. Исследовать микроклимат, определять загазованность воздуха, степень зашумленности улиц (сейчас эти сведения собирают специальные лаборатории). Оформлять дворы. Вы замечали: если энергию ребят не направлять, они сами придумают себе занятие и не всегда, скажем так, полезное. Скамейки портят или разрисовывают подъезды. Я читал, что в одном из домовых комитетов создали бригады по ремонту подъездов, так приходится дежурить, чтобы сдержать натиск всех желающих поработать. У нас сейчас девиз, как вы знаете, школа – центр воспитательной работы в микрорайоне. А при такой организации – системе разновозрастных отрядов или формирований – дело ведь не в названии, этот тезис будет выполняться более успешно.
- Действительно, заманчиво. Вы, наверное, так и представляете себе школу будущего?
- Конечно, трудно либо сегодня предвидеть. Но на мой взгляд, это будет комплексная педагогическая система А.С.Макаренко. С учетом современных условий, проверенная жизнью. Только тогда мы сможем воспитать наших детей людьми, которые всю жизнь будут заботиться о красоте и чистоте окружающего их мира.
Людмила Мананникова
Северо-Казахстанская область |