Галина ВЫБОРНОВА Американская семейная пара присмотрела в таразском доме ребенка "Умит” двух братьев: это были трехлетний Алмат и четырехлетний Рустам. Обратились в суд с заявлением об усыновлении. Они уверяли, что имеют все условия для воспитания и лечения мальчиков, и просили для новой жизни за кордоном дать им имена Тай и Мэкс. Иск поддержали представитель органа опеки и попечительства Гульнара КУРАШЕВА и директор дома ребенка Кунсулу ЕРЖИГИТОВА. Обе дамы в один голос уверяли, что жизнь с американскими папой и мамой принесет таразским сиротам счастье.
Однако судья Таразского горсуда Максат КАСЫМОВ (на снимке) вдруг решил проверить, как готовились документы на усыновление малышей. И выяснилось, что почти никому из казахстанских претендентов, стоящих в длинной очереди на усыновление, этих ребятишек почему-то не предлагали. - Я изучил "ознакомительный” журнал, - рассказывает судья Касымов, - и был поражен, увидев, что из 19 кандидатов в усыновители, выказавших желание взять детей с данными, совпадающими с возрастными, медицинскими и другими характеристиками Алмата и Рустама, о братьях узнали только четверо. Один из них отказался, а трое попросили время на обдумывание. Судья вызвал в качестве свидетеля одну из потенциальных усыновительниц. Она приезжала в дом малютки, однако ей там сказали, что ребенка, какого она хочет, в наличии не имеется. И вообще, здоровых воспитанников в учреждении попросту нет. Однако специалисты дали заключение: братья Алмат и Рустам не инвалиды, органических поражений головного мозга не имеют, общее состояние здоровья у них удовлетворительное, к тому же "отмечается положительная динамика в неврологическом статусе”. Ну а с "перинатальным поражением центральной нервной системы” и "задержкой психомоторного развития”, которыми страдают оба ребенка, можно прекрасно жить и лечиться и в родной стране. Зачем же отправлять наших маленьких сограждан на чужбину, если кандидатов в мамы с папой для них хватает и здесь? И судья принял решение: в усыновлении братьев Алмата и Рустама супругам Уильямс отказать. Аналогичные судебные решения были вынесены и по другим воспитанникам "Умита”: близнецам Толику и Анне ПАВЛЕНКО, Молдир НУРБЕК, Алмазу МАХАНБЕТОВУ, Тимуру НОСОВУ...
- Я уверен, что эти ребятишки обязательно обретут своих пап и мам среди жителей Казахстана! - комментирует Максат Касымов свои решения. - Есть Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, есть Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 года, есть в конце концов Закон РК "О браке и семье” - и во всех этих документах прописано, что приоритетным является усыновление в стране происхождения, а за границей - только если исчерпаны все возможности найти для ребенка семью на родине. В том, что возможности для умитовских малышей уйти в казахстанские семьи далеко не исчерпаны, убедились работники прокуратуры Тараза, отреагировавшие на частное определение суда. Проведя в доме ребенка проверку, они пришли к выводу: администрация учреждения больше пеклась об интересах иностранцев, нежели жителей собственной страны, от которых некоторых детей просто-напросто утаивали. - Я прихожу к выводу, что медицинские работники запугивают потенциальных казахстанских усыновителей страшными болезнями, которых у детей в реальности не существует, - говорит судья Касымов. - За рубеж передаются малыши с некоторой задержкой развития, которая легко корректируется. Я думаю, что такие диагнозы выносятся не бесплатно. Схема международного усыновления такова: иностранное агентство через своего координатора на месте договаривается с администрацией детдома или дома ребенка, получает информацию о детях, их фотографии. И все это доводится до потенциальных усыновителей. В свою очередь, агентство пересылает координатору их досье. Завершающий этап - формальный процесс усыновления в госорганах. За эти услуги иностранные родители расплачиваются с координатором, а он уже дальше - по цепочке.
- И этот отлаженный механизм вы намерены сломать? - Я считаю, нельзя лишать ребенка шанса прожить свою, а не "чужую” жизнь. Если бы вы знали, сколько желающих усыновить ребенка среди наших граждан, но на их пути - сплошные барьеры! Между прочим, после одного моего процесса я сказал супругам, приехавшим из района, которые уже год обивали пороги дома ребенка: можете прямо сейчас пойти и выбрать дитя, пока администрация уверяет, что они никого не скрывают. А прокурор пусть проконтролирует! И что вы думаете: через три недели эта женщина прибежала ко мне с сияющими глазами! Они взяли ребенка, считают его самым умным и красивым и очень счастливы!
Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз http://www.time.kz/index.php?newsid=17025 |