Детские дома, недетские проблемы Ольга Шишанова Ежегодно почти две тысячи воспитанников детских домов покидают "родные” пенаты и вступают во взрослую жизнь. Только жизнь не торопится принимать их с распростертыми объятиями и слова "молодым везде у нас дорога” все реже соответствуют действительности
В Казахстане зарегистрировано 209 специализированных учреждений для детей, большую часть которых составляют детские дома, в которых воспитывается почти 13 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правда, в последние пару лет детские дома пытаются преобразовать в дома семейного типа, однако проблему это не решает - воспитанники детдомов не могут приспособиться к новой действительности, а чаще всего просто даже не представляют, что их ждет за порогом взрослой жизни. Социологическое исследование, проведенное в Астане, Костанае, Павлодаре и Шымкенте, позволило выявить основные проблемы, с которыми выпускники детских домов сталкиваются в процессе обучения, трудоустройства и создания семьи. Эти проблемы включают в себя психологические особенности выпускников, такие как неадекватная самооценка, агрессивность, инфантильность, возникшие в результате полученных в детстве психических травм, а также жизни в коллективе, фактической изоляции от общества и гиперопеки со стороны государства. При этом, несмотря на то, что в детских домах и домах юношества имеются штатные психологи, их количества и компетенции не хватает для решения комплексных психологических проблем сирот. Кроме того, выпускники не имеют навыков ведения быта, не могут распределять личный бюджет, редко имеют возможность выбрать профессию по интересам и способностям, не имеют опыта жизни в семье, постоянно подвергаются стереотипам и дискриминации со стороны общества. Даже по окончании школы выпускники детских домов приобретают чаще всего дальнейшую специальность просто "за компанию”, вместо того, чтобы действовать и поступать сообразно своим желаниям, например, в высшие учебные заведения. Так, согласно статистике, в 2010 году в профессионально-технические заведения по окончании девятого класса поступили 1028 человек, тогда как в этом же году в вузы решили поступать 135 человек. В 2011 году эти цифры почти не изменились, разве что упали количественно - профтехобразование захотели получить 864 выпускника, высшее образование - только 117. Зато на один процент увеличилось количество нетрудоустроенных, лишний раз подтверждая психологическую проблему инфантильности среди выпускников детдомов.
Подобное, по словам международного эксперта по социальному сиротству стран СНГ Александра Гезалова, существует не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве - в Украине, Белоруссии, России. За рубежом дело обстоит иначе. В той же Финляндии воспитаннику детского дома по достижении им совершеннолетия органы опеки предоставляют квартиру и закрепляют за ним социального работника, который наблюдает за его адаптацией в окружающем мире. В США, где, в отличие, например, от России, нет школ-интернатов, практикуют патронатные семьи, где ребенку сызмальства прививают если не все, то многие навыки адаптации в обществе вообще и в семье в частности. В Австрии распространены SOS-детские деревни, где дети растут почти в семейных условиях и выходят во взрослую жизнь более подготовленными. Поэтому, как считает Александр Гезалов, первичной задачей детских домов в Казахстане должно стать преобразование их в центры профилактики сиротства, благодаря чему можно будет возвращать к нормальной жизни в семье или с родственниками почти 40 процентов воспитанников. Пока же для решения существующих проблем разработана модель постинтернатного сопровождения, включающего в себя организацию психологических консультаций и тренингов по общению, разрешению конфликтов, уверенности в себе; проведение практических занятий по финансовой грамотности и трудоустройству; организацию курсов по ведению домашнего хозяйства, семейной гостиной, проведение консультаций юриста. http://www.np.kz/index.php?newsid=10579