Евгений ФОМИНЫХ Главный выбор в своей жизни 20-летний Андрей ГАЛЯПИН сделал год назад, когда вернулся из армии. Навестив отца, он забрал у него 7-летнюю сестру Настю и сам стал главой маленького семейства. На вопрос, как он решился оформить опекунство над сестрой, Андрей лишь пожал плечами: родная же кровь... У них один отец, но разные матери. Мама Насти умерла.
- Я знал, что отец выпивает и дома собираются его собутыльники, - говорит Андрей. - Но думал, что за сестренкой он все-таки следит. Прежде я жил с мамой, отец навещал нас лишь изредка. В армию ушел - связь с ним прервалась. Настя была маленькой, с ней ведь не спишешься. А отец желанием общаться со мной не горел. Когда я демобилизовался и проведал родителя, то в квартире увидел такой раскардаш, что сердце сжалось. Он был пьяный, еле меня признал. По плечу похлопал и спать лег. Настёнка в углу сидела - голодная, худенькая, почти прозрачная. Я понял, что ей здесь жизни нет. И надежда у нее - только на меня.
Весь нехитрый скарб девочки - пара кофточек, платьице да одноглазая кукла Маша - уместился в одном пакете. Девочка на пороге обернулась, посмотрела на забывшегося в хмельном бреду отца, и в ее глазах заблестели слезы.
После того как Андрей забрал Настю, их отец решил, что его бросили на произвол судьбы, и обратился... в полицию. Старший участковый инспектор УВД Усть-Каменогорска Аскербек БАЙДИЛДИН вспоминает: - Конечно, мы только порадовались за девочку. К тому же вопрос о лишении мужчины родительских прав уже фактически был решен. Про то, что Настя живет с отцом-алкоголиком, мы знали. Но стоило инспектору по делам несовершеннолетних появиться у него, папашу будто подменяли: выбрит, чисто одет. Несколько дней он держался - и опять пускался во все тяжкие... Все боялись, что девочка окажется в детдоме. Никто не мог подумать, что ее заберет старший брат. А парень-то серьезный оказался. Явившись к нам, твердо и уверенно заявил о своем намерении. Я удивился: "Как же ты ее содержать будешь? Ведь пока работы у тебя нет”. А он мне: "Думаете, с отцом ей лучше? Или в интернате?” Ну что тут ответить?
Заявление об оформлении опеки удовлетворили, несмотря на возраст парня. Андрей устроился на работу, помогала его мать, воспитывающая дочь Дашу. Они с Настей жили отдельно - парень хотел самостоятельности. В отличие от своих сверстников после работы он бежал не в клуб или бар: дома его ждали стирка, уборка, приготовление ужина. Вместо футбола по телевизору - уроки с девчушкой. Ему бы отдохнуть, а тут куча проблем по хозяйству.
- Было непросто, - вздыхая, говорит сам Андрей. - Столько разных мелочей нужно знать: как купать - она же стесняется, чем кормить - кашу не любит, какие игрушки покупать - просит-то все подряд... В общем, голова кругом пошла.
Андрей нехотя признается, что иногда закрадывалась подлая мысль: зачем пошел на это, не лучше ли было отдать сестренку в детский дом? Там ей обеспечат должный уход, педагоги займутся воспитанием. Тогда он понял: воспитывать девочку без посторонней помощи не сможет. Андрей обратился в центр поддержки семьи и детства.
- Это совершенно уникальный случай, - делится директор центра Светлана ИВАНЕНКО. - Сам факт того, что парень решился на оформление опекунства, беспрецедентен. Он обратился к нам за помощью, когда в маленькой семье назрели первые сложности. Поначалу смущался, но наши сотрудники объяснили ему, что не стоит стесняться неумения разрешать бытовые проблемы. Мы устроили ему настоящий ликбез - от основ психологии воспитания ребенка до рецептов блюд, которые можно готовить девочке на завтрак. Помогали всем миром. И теперь мы уверены - девочка обрела настоящую семью.
Кстати, Настя и сама хлопочет по хозяйству. Они оба учатся быть взрослыми. И у них это потихоньку получается. - Настя, а тебе с братом хорошо?
Она стеснительно кивает головой в знак согласия. Прячется за его спиной и хитро улыбается. Все еще боится незнакомых мужчин - привычка из прошлого, когда жила с отцом в маленькой и грязной квартире. А вот "здравствуйте”, "спасибо” и озорная улыбка - из дня сегодняшнего.
- А если в твоей жизни появится девушка, с которой решишь связать свою судьбу? - спрашиваю у Андрея. - Будут свои дети... Не откажешься от опеки?
- Никогда. Сейчас на мне ответственность, и я это осознаю. Люди, когда узнают о нас, начинают жалеть: мол, такой молодой, тяжело, наверное... А за что нас жалеть? За то, что мы вместе? Мы ни в чем не нуждаемся и отлично со всем справляемся. Мы - семья. Евгений ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск http://www.time.kz/index.php?newsid=16480 |