Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА Чемпионка Казахстана по тяжелой атлетике Маргарита ЧЕРЕЗОВА со страхом ждет своего 23-летия. Девушка боится оказаться на улице, как это произошло с ее старшими братьями Сергеем и Женей.
Брошенные на произвол судьбы родителями ребята выросли в детском доме. По окончании школы Рита, Сергей и Женя поступили в институт и поселились в шымкентском доме юношества. Здесь в компании 158 сирот Черезовы учились взрослой, самостоятельной жизни. Молодые люди мечтали о светлом будущем, однако реальность внесла коррективы. - Год назад я стал бомжом, - рассказывает Сергей. - Жить в доме юношества можно только до 23 лет, таково положение. Когда меня выселили, идти было некуда. Крыши над головой нет, родители давно умерли, помощи ждать неоткуда. И стал я бомжевать. Спал где придется. Казалось, проблема решилась после того, как Сергей устроился в строительную бригаду. В разгар сезона парень ютился на стройке. Однако с наступлением холодов и окончанием строительных работ вновь оказался на улице. - Я даже на окраине города не мог снять квартиру, - говорит молодой человек. - Заработанных денег хватало лишь на еду, одежду и проезд, а тут холода нагрянули. Чтобы насмерть не околеть в подворотне, Сергей вернулся в дом юношества и попросил временного пристанища. Директор Сарбиназ СУЛЕЙМЕНОВА на свой страх и риск дала кров бывшему подопечному. - А что делать? - задается вопросом женщина. - Парень же совсем пропадет. Таких "сирот-нелегалов” у меня сейчас несколько. Знаю, что получу по шапке за нарушение положения, но приютила их. Зато совесть перед ребятами и собою чиста. Шымкентский дом юношества существует 6 лет, и, по словам Сарбиназ Асраровны, ежегодно его стены покидают около 30 питомцев. Лишь единицы имеют собственное жилье, унаследованное от родителей, остальные мыкаются по углам. Есть и такие, кто, не выдержав испытаний, опускается на самое дно. Они многого не просят.
- На муниципальные квартиры мы не рассчитываем, - говорят молодожены Улжан и Сергей ДАНШЕНОВЫ. - Если бы дали земельные участки, то сами построили бы дом. Наши, детдомовские, помогли бы. Нас ведь много. Вон у Улжан в доме юношества остались брат и сестренка, обоим скоро по 23 года, куда они пойдут? А так построили бы жилье, забрали их к себе и зажили вместе. - Большая часть наших ребят жадные до жизни, целеустремленные, - вторит воспитанником Сарбиназ Сулейменова. - Все получили профессию, работают, но скопить денег на покупку жилья или ипотеку не в состоянии. Им нужна государственная поддержка. Дети не просят рыбы, им нужна удочка. В доказательство этого директор Сулейменова рассказывает о дет¬домовцах, которые 3 года назад получили дома с земельными наделами в микрорайоне "Достык”. Этот микрорайон построен в 2006 году по инициативе тогдашнего акима Шымкента Умирзака АМЕТА. Государству строительство "Достыка” не стоило ни тиына. Жилой массив для малоимущих и социально незащищенных шымкентцев возведен за счет спонсоров. 14 домов в новостройке отданы выпу-скникам дома юношества. И пусть строения не отличаются шиком и расположены на окраине города, для 34 ребят они стали стартом в самостоятельную жизнь. Как, например, для Коли, Олега и Маши МУЛТАСОВЫХ. Братья и сестра за три года не только обжились на новом месте, но и сделали ремонт, посадили плодовые деревья, соорудили баньку, обнесли участок крепким забором, достраивают на участке другой дом. И даже купили машину. - Мать рано умерла, отец крепко пил, - говорит Николай. - Пока не попали в детдом, горя хлебнули с лихвой. Слава богу, сейчас потихоньку встаем на ноги. Есть свой дом, работа. Вот сестренку недавно замуж выдали. Сами собираемся жениться. Теперь можно - есть куда жен привести. Выпускники дома юношества искренне завидуют Мултасовым. Ведь выделение жилья сиротам оказалось разовой акцией, и рассчитывать на повторение чуда им не приходится. В смутной надежде ребята обивают пороги акимата, однако безрезультатно.
- Я сам во время рейдов по городу неоднократно сталкивался с бомжующими воспитанниками, - говорит замакима Шымкента Ергали БИЛИСБЕКОВ. - Стыдно смотреть детям в глаза, но пока ничем им помочь не можем. Выделение квартир и земельных наделов производится в порядке очереди, и никаких преимущественных прав у ребят нет. Как рассказал замакима Шымкента, сейчас рассматривается вопрос о строительстве общежития для выпускников дома юношества, но найдут ли деньги на эти цели и когда будет реализована эта задумка, не знает никто. - Конечно, можно было бы раздать ребятам земельные участки, но, на мой взгляд, это не решит проблему, - говорит Ергали Даулетбекович. - Во-первых, существует очередность, а во-вторых, есть большая вероятность того, что из бедных людей мы превратим бывших детдомовцев в очень бедных. Ведь, чтобы построить даже времянку, нужны свободные деньги, а их у большинства ребят нет. Возможно, ситуацию изменило бы постановление правительства о льготах для бывших воспитанников детдомов при распределении госжилья, однако поднимать этот вопрос некому. Власти не спешат вешать на себя очередную голов¬ную боль, а детдомовцы в бюро¬кратическо-эпистолярном творче¬стве еще не поднаторели.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Шымкент, тел. 8-701-7887392, е-mail: zaure_mir@mail.ru , фото автора http://www.time.kz/index.php?newsid=14640 |