«АиФ Центр»» № 24 (732) от 13.06.2007 Несколько дней назад весь мир отмечал один из самых весёлых праздников года - День защиты детей. Этот летний день напоминает не только о воздушных шарах и прогулках по паркам с аттракционами и мороженым. Праздник посвящён защите детей и особенно тем категориям, которые в этой защите нуждаются. В Астане, только по официальным данным, более 900 детей-инвалидов. Пять с половиной лет в столице работает центр «САД» - Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями». Мы встретились с руководителем центра Еленой КОЛМОГОРОВОЙ (на фото). За одной партой В центральном парке для воспитанников «САДа» и ещё нескольких детских организаций выделили игровую площадку с летней эстрадой. Вопреки расхожим представлениям об инвалидах как о замкнутых и неконтактных людях, гости столичного парка проявили радостную активность. Сами организовали концерт, пригласили друзей, пели, танцевали, шутили. И в помине не было закрытых кругов общения, которые специалисты нередко приписывают инвалидным сообществам. Смех, песни, поздравления, и незаметно у края сцены главный организатор праздника - женщина с солнечными глазами. - Елена Анатольевна, наверное, есть особые методики в работе с детьми-инвалидами, которые позволяют добиться такого раскрепощения, общения на равных. Какие из них сейчас применяются в Астане? - Одна из действенных методик - создание так называемых инклюзивных классов. Инклюзия это включение детей с ограниченными возможностями в общий процесс обучения. Сейчас в Астане около 10 таких классов, в основном для детей с нарушениями слуха и зрения. Создание этих групп было инициативой родителей и инвалидных организаций. Хорошо, что система образования поддержала идею. Но это только частичная инклюзия, то есть дети занимаются отдельно от своих сверстников, в обособленной параллели. В идеале, например, в странах Европы инвалиды учатся за одной партой со здоровыми. В наших условиях и при нашем отношении общественности к таким детям этого добиться очень сложно. Сразу возникает немало вопросов. Самые распространённые: Как ребёнок с отставанием в развитии может учиться вместе с одарёнными детьми и не будет ли при этом страдать качество образования? Всё зависит от организации учебного процесса. Когда речь идёт о точных предметах, таких, как математика, физика, химия, то на эти уроки ребятам с ограниченными возможностями необходимы отдельные педагоги. Но казахстанская система образования не сможет финансировать индивидуальное обучение. Ещё вопрос: смогут ли обычные учителя-предметники составить индивидуальные планы преподавания для детей с особыми нуждами? - Значит, в Казахстане пока невозможно инклюзивное образование? - Напротив, уже известны случаи включения детей-инвалидов в образовательный процесс. В Алматы проводили эксперимент: ребёнок с детским церебральным параличом обучался в обычной средней школе. Были специально построены пандусы, дополнительные поручни. Потребовались минимальные средства, чтобы этот ребёнок занимался в одном классе, в одно время с другими учениками. В том случае не было нарушений умственного и психического развития, но, так или иначе, нужно было подготовить педагогический коллектив, родителей учеников, самих одноклассников. Кстати, утверждение, что дети жестоки, не подтверждается. Мы проводим анкетирования, опросы, встречи и видим, что ребята стараются помогать своим сверстникам с ограниченными возможностями. - Получается, что система инклюзивного образования здоровым детям нужна и интересна не меньше, чем инвалидам? - Безусловно. В России уже более 10 лет на базе детских садов работают интегрированные группы, в которые ходят дети с особыми нуждами. Так в них очереди стоят. Дети в таких группах добрее, более милосердные, менее конфликтные, потому что они привыкли за кем-то ухаживать, о ком-то заботиться. Это, можно сказать, профилактика эгоизма. У нас, к сожалению, всё, что касается государственной поддержки - пособия и выплаты, - идёт по минимальному стандарту. То есть государство обеспечивает минимум, а не максимум. Но как можно обеспечить минимум продуктов, чтобы ребенок развивался. А минимум заботы, минимум условий проживания? Философия должна быть такой: ребёнок не виноват, что он родился в неблагополучной или малообеспеченной семье, имеет врождённую патологию или приобретённые увечья. - Судя по праздничному концерту, среди детей с особыми нуждами очень много талантливых… - На самом деле мы считаем, что каждый ребёнок талантлив. Это зависит от условий и от человека, которому удалось раскрыть этот талант. Очень много значит активность родителей. Они не должны сдаваться. Нужно верить, что ребёнка можно спасти. Причём не с помощью волшебной таблетки, от которой их сын или дочь вдруг станут здоровыми. Спасение - это любовь и вера в победу. Маленькому человеку необходимо помочь включиться в жизнь общества. Сейчас стало немного проще, диагноз «необучаемость» не ставится так жёстко, как это было, например, 5 лет назад. Однако отдельные случаи ещё встречаются. Тогда мы всеми силами стараемся помочь ребёнку, разрабатываем для него альтернативные программы. В результате уже и государственные органы стали по-другому оценивать возможности детей с особыми нуждами. Мы сами нередко удивляемся результатам. «Марина» - значит «море» - Одна из наших воспитанниц - Марина Косыгина - уже мастер спорта по плаванию, - продолжает Елена Колмогорова. - Когда мама привела её в 2002 году, девочке было 14 лет. А меньше чем через год Марина стала одной из трёх местных знаменитостей. Девочку много лет подряд признавали необучаемой, а после трёх месяцев подготовки в нашем центре её приняли в первый класс коррекционной школы. Для нас это был огромный успех. Мы доказали, что она может обучаться. Марина несколько раз экстерном перепрыгивала из класса в класс. Параллельно мы поддерживали участие наших воспитанников в творческих конкурсах. Одним из крупнейших был фестиваль «Синяя птица» в Алматы. Оттуда наши дети приехали просветлённые, окрылённые. Марина после этого стала создавать уникальные работы из бисера, плела картины, кукольную мебель. Девочка оказалась обладательницей разнообразных талантов. В это время мы для общего физического развития стали водить наших ребят в бассейн. Прошло время, большинство детей уже перестали посещать тренировки, а наша Марина продолжала заниматься. Тренер отметил, что у неё очень хорошие результаты. Потом вдруг мы узнали, что она достигла уровня кандидата в мастера спорта, выезжает в разные города, побеждает в соревнованиях. Недавно я зашла в общество «Кайсар», спортивный клуб инвалидов, а там на стене - фотография нашей Марины и подпись: «М. Косыгина, мастер спорта по плаванию». В ближайшее время она собирается в Таиланд на соревнования. Когда Марина и ещё двое наших «необучаемых» воспитанников пошли в школу, мы плакали от радости и от воспоминаний о том, что эти дети 14-15 лет просидели дома в собственном замкнутом мирке. А теперь они смогут по-настоящему увидеть мир. За каждого ребёнка с особыми нуждами необходимо бороться и побеждать. АиФоризм «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть». Я. Корчак, польский писатель Беседовала Лика ДОНЕШКА |